Систематический курс философии: Квинтэссенция

27 Кроме того, выделяют три основных вида материи: 1) вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное); 2) поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.); 3) физический вакуум (совокупность виртуальных частиц). 2. Другой важнейший философский принцип - принцип единства мира,, в материализме речь идет о материальном единстве мира, в идеализме - о духовном единстве мира. Онтологический аспект материального единства мира состоит в признании того, что все существующее в мире есть формы, виды, уровни, свойства, законы и т.п. материи. С точки зрения диалектического материализма существование идеального сознания не противоречит материальному единству мира, т.к. сознание понимается как свойство высокоорганизованной материи. Примером реализации идеалистического принципа единства мира может служить концепция «всеединства» русских религиозных философов XIX - XX вв. (Соловьев, Булгаков, Карсавин). Согласно Владимиру Соловьеву (кн.: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.), целостность материально-идеального мира обеспечивается духовным Абсолютом (Богом) - единой и всецелой идеей, воплощенной в душе мира, - Божественной премуд­ рости Софии. Эта идеальная основа мира соединяет и Бога, и тварную природу. Гносеологический аспект материального единства мира проявляется в относительной целостности и системности знаний о мире. В философской картине мира в качестве фундаментальных проявлений бытия служат движение, пространство и время. В диалектическом материализме движение, пространство и время рассматриваются как атрибуты материи, т.е. как ее всеобщие и неотъемлемые свойства. Принципиально иную, плюралистическую картину мира рисует постмодернизм (Целез, Гваттари), вводя принципы номадологии (доел. - «учение кочевника»): 1) аструктурности - предметы мира не имеют устойчивой структуры; 2) ацентризма - пространство не обладает центрами и открыто к территориализации; 3) неодетерминизма - принципиальная случайность сингчлярного события; 4) антибинарности - устранение оппозиции внешнего и внутреннего, прошлого и будущего и др. Религиозная и естественнонаучная картины мира рассматриваются в § 1 гл. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy