Систематический курс философии: Квинтэссенция

23 Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознание и бессознательные явления. Существовать субъективно - значит существовать в сознании, в сфере психической деятельности человека. И объективные, и субъективные явления реально существуют, но пред­ ставляют два различных вида реальности. В философии выделяются следующие формы бытия: - бытие природы, - бытие человека, - бытие духовного (идеального), - бытие общества (социального). Основными типами небытия являются: 1) абсолютное небытие - это небытие без бытия; небытие, предшествующее бытию как таковому; 2) относительное небытие - это небытие, связанное с бытием; оно проявляется как небытие одного предмета в бытии других предметов. Относительное небытие имеет следующие виды: небытие-до-бытия, небытие-в-бытии, небытие-после-бытия. Взаимосвязь бытия и небытия может быть выражена так: Бытие - это переход от небытия-до-бытия в небытие-после-бытия (см. кн.; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1989; Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань, 2002). 3.2. Формирование представлений о материи Как было сказано, объективная реальность включает в себя материальные явления. В развитии представлений о материи можно выделить три основных этапа: 1) античный, 2) механистический, 3) диалектико-материалистический. 1. Античный материализм дает наивно-стихийное представление о материи. Под материей понимался тот субстрат (материал), из которого все состоит и в который все превращается. Эти представления о материи развивали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy