Систематический курс философии: Квинтэссенция

22 Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: "Откуда все есть?" Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем (IV в. до н. э.). Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало. В Новое время в учении нидерландского философа Спинозы (XVII в.) под субстанцией понимается весь материальный мир, в котором растворен Бог. Спиноза говорит, что субстанция является причиной самой себя (causa sui). В этот же период французский философ и математик Декарт различает абсолютную субстанцию (Бог) и порожденные ею две независимые друг от друга субстанции — телесную (материя) и духовную (мышление). В марксистской философии под субстанцией понимается материя. Она сама является основанием своего существования и всех своих формообразований. В конце XX века философия постмодернизма уходит от понимания субстанциальности мира, который предстает для нее хаотичным, неустойчивым, случайным. Такой мир не может иметь однозначных определений. Категория субстанции в философии дополняется противоположным понятием «акциденция» - это несущественное, преходящее, временное свойство вещей. Впервые данное понятие встречается у Аристотеля в «Метафизике»; в XVII веке Спиноза заменил понятие акциденции понятием «модус», которое означает единичное проявление субстанции. Все многообразие бытия, все реально существущее включает в себя два основных вида реальности: 1) объективную реальность, 2) субъективную реальность. Объективная реальность содержит вещи, процессы, состояния, существующие вне и независимо от сознания, мышления, воли, желания человека. В объективной реальности философы различают, с одной стороны, материальную (телесную, вещественную и т.п.) реальность, с другой стороны, духовную (бестелесную, идеальную) реальность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy