Систематический курс философии: Квинтэссенция
12 2.1. Исходная философская проблема Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие; Почему существует этот мир? Почему вообще что-то существует? Почему существует нечто, а не ничто? Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной - исходной философской проблемой соотношения бытия и небытия. Дадим определение философским понятиям (категориям) "бытие" и "небытие". Бытие — 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность; 3) все реально существующее. Небытие - 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность; 3) все реально несуществующее. Проблема отношения бытия и небытия в истории фил(Кофии имела два принципиально противоположных решения. Это позволяет говорить о су ществовании двух различных философских парадигм (речь идет о больших общностях философов, чем направления): 1) философия бытия, 2) философия небытия. Философия бытия решает исходную философскую проблему следую?tfUM образом: изначальным является бытие, небытие производно. этом бытие может быть как материальным, так и духовным (идеальным). Крайних взглядов здесь придерживался древнегреческий философ Парменид (VI - V вв. до н.э.). Он говорил: «Существует только бытие, небытия нет». В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие — Бог. В марксистско философии признается существование относительного небытия, однако абсолютным является только бытие - материя. Общая формула философии бытия: "Из ничего не возникает нечто". Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия. Философия небытия исходную философскую проблему решает так: небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме являет позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, древнсгречекий философ Горгий (V ^ IV вв. до н.э.) говорил: «Вс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy