Звук
ЛЕЁДИ! iJTol'Atf, 45 iBinicTO двухъ и шеста вг 300 футовъ вийсто 30, п все-таки дерево передало бы именно т'Ь впбрацш, которыя сообщены ему, и 1шкак1я друг1Я. Посл'Ь этого мы уже мозкеыъ понять прекрасный опытъ, которьшъ мы обязаны про фессору Уптстону н которой я могу пропзвестп передъ вамп. Въ комиат'Ь, находящейся подъ 3T0ji залоп черезъ два этажа, стоить фортец1ано. Изъ пея пдетъ черезъ два этажа оловянная трубка въ 21/2 дюйма въ Д1аметр']§. Бпутрп ея укр'Ьпленъ сосновый шестъ, конецъ котораго выходитъ пзъ полу передъ зтпмъ столомъ. Шестъ обвптъ каучуковыми лептами, которыя пполн'Ь наполпяютъ все пространство оловянной трубкп. Нпзкнп"! конецъ шеста стоптъ на резо- папсовой доск'Ь фортеп1ано, а Bcpxiiift вы впдпте передъ собою. Въ это время артпстъ пграетъ на ппструментЬ, но вы не елышито звуковъ. Я кладу скрппку на конецъ шеста; она вдругъ па'пшаетъ издавать тоны, не впбращямп свопхъ струнъ, а В11брац1ямп фортсп1ано. Я снимаю скрппку, и звуки прекращаются; я помещаю на ея м'Ьсто гитару, п звуки снова возобновля ются. Бм'Ьсто скрппкп п гитары я кладу эту обыкновенную деревянную доску; она тоже пздаетъ звуки. Ботъ нанопец'ь арфа, въ резопапсовую доску которой я упираю конецъ дере- вянпаго шеста; канадый тонъ фортеп^апо воспроизводится прсдъ вамп. Я отодвигаю арфу, тага, чтобы прекратилось ея сообш;еи1е съ фортсн1апо, п звуки псчезаютъ; по игра снова слышится въ то мгиовен1е, когда я касаюсь арфы шестомъ. Звукъ фортеп1апо до такой степеип походитъ на звукъ арфы, что трудно победить впечатл'1ипе, по которому кажется, будто слышимая музыка производится арфой. Исобразовапиый челов'1!къ могъ бы легко пов'Тфпть, что въ произведеиш этой музыкп участвуетъ какая-нпбудь волшебная сила. Кагтя любопытная передача д'1!Йств1я представляется зд'Ьсь нашему уму! По импульсу воли музыканта его нальцы ударяютъ клавпп1и; молоточки бьютъ струны, въ которыхъ грубый мехаипческп"! ударъ превращается въ сотрясен 1Я. Впбрац111 струпъ сообщаются резонаисовой ДОСК'Ь фортеп1ано. На доск'!; стопи, конецъ деревяипаго ишста, заостреипьш въ тонкое ocTpie, чтобы онъ легко могъ пройти неясду струнами. По этому концу п потомъ по всей длип'15 теста передаются съ непогр'Ьшимой точностью слояшые толчкп, производимые ударамн десяти б'Ьглыхъ пальцевъ. Резопаисовой доск'Ь арфы, находящейся передъ вамп, ншстъ B'l'.prio передаетъ впбращп, которыя сообщены ему. Эта вторая резопаисовая доска передаехъ дви- jKCHie воздуху, разсЬкаетъ и разлагаетъ его па так1я Kpaiine сложпыя и перепутаипыя формы, что нужпо было бы ожидать только запутаипых'ь впечатл'!ипй ои> толчковъ п иерекреицтагпй звуковыхъ волцъ. Но чудесно оргаппзованпое челов'!!ческое ухо воспрнппмаотъ каждую форму и видъ двпжен1Я, п всю борьбу, столкновен1е п CM 'Innenic слггааетъ иъ мозгу въ музыку i). ОБЗОРЪ ВТОРОЙл в к щ и . Музыкальный звукъ ироизводатсл тодчкамп, которые сл'Ьдуютъ одпиъ за другпмъ черезт. правильные промежутки и съ достаточной быстротой. Шумъ же производится неправильно следующими другъ за другомъ толчкаин. Музыкальный звукъ можотъ быть иропзведепъ ударами, которые сл1!дуютъ быстро п пра- Обыкновенный музыкальный ящикт. ЙЮЖОТЪ вам'Ьпить въ этомъ onijrrls 1|)ортеп1ацо,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy