Звук
44 й i у й 'i., заставляю его икбрировать; но за !1С1шочен1е11ъ лицъ, паходнщпкся вбяпзи меня, нтяо не слыпшть его Bii6pa]i,ifl. ЗатЬмт, вотъ каыертонъ прпвцичеп'ь къ маленькой деревянной подстанк'Ь, которую л погружаю въ воду, но такъ чтобы она не касалась стЬнокъ стакана. Тотчасъ же вы слышите музыкальный звукъ. Вот'ь у меня трубка М N, фиг. 30, въ три фута длиною, стоящая вертикально на деревянной доск'Ь А В. Трубка оканчивается вверху ворон кой, которую я всю наполняю водою. По- нрежнигу я заставляю камертонъ F из давать тонъ п опускаю подставку его въ пороику наверху трубки; вы слышите лузыкальнын звукъ. Я долженъ однако оказать, что зд'кь издаетъ звукъ глав- нымъ образомъ деревянная досю. Она была приведена въ внбрац!ю калерто- иом'г., по вибрац!и передались доск'Ь че- 'резъ воду. Черезъ такую же среду вн- 6pai ,iH сообищются н слуховому нерву, копслиыя mrni «отораго пог1эужепы въ жидкость. Взявип! Bffl'IiCTO воды ртуть, мы иолучпм'ь нодобймй 5ке резуль'гать. Оиреяа обязана свонмъ назван! емъ тому спойстпу, что она мжстъ п'Ьть п въ вод'Ь. Сосудъ, стояицй теперь нсредъ столомъ, до половины иаполиепъ водою, вч. которую погружена вся спреиа. Если я отоиру ототъ краиъ, то вода нзъ трубъ, но ко- торнмъ она проведена въ это здан!е, устреаи!тй1 въ ипструмепгь, Кругъ ого начпиаетъ вращаться и изъ сосуда выходнтъ звук'ь, высота котораго быстро увеличивается, и отчего такъ быстро, что тяжелая и паходяща!1(!я иодъ сильпымъ давлеи1емъ вода доводнтъ кругъ дО' сапой крайней быстроты его вран|;еп!я. Л и'Ьсколько убавляю прнтокъ зюды п звукъ иоииигается, Такнмъ образомъ поперем'Ьнно то отпирая, то заипрая крапъ, л заставляю nlinio сггрены то повышаться, то понижаться дикнмъ и мелап- холичесЕиыъ образомъ. Вы конечно не noirlspHTo, чтобы древп1е морякп очаровывались такнмъ irliiiiejn. п пзч>-за лего жертвовали лшзпьго. PacnpocTpanenie звука черезъ твердыя ri »ia можеп, быть также показано лепшмъ и пр'шт- иымъ пбразомч.. Поредъ вамп стоптъ деревянный июстъ въ 30 футовъ длины, который отъ атого стола чсрезч. окно въ потолкЬ внходитъ па открытый воздухъ. Нпгктй коиецъ июста С'гопта па деревяниой доскЬ, которой я пад'Ьюсь передать музыкальный тонъ гЬла," иаходя- щагося на его всрхпем'Ь 1{оиа.'Ь. Мой помощник'ь стонтъ тамъ наверху съ камертоноыъ въ рук'Ь. Онъ ударяетъ камертономъ о подушку; камертонъ внбрируеть, но вы ничего слышите. ЗатЬмъ онъ приставляетъ камертйпъ кт> концу шеста, п тотчасч, же деревянная доска на стол'Ь начп иаетъ иадавать музыкальный звукъ. Однако высота этого звука совершенно равна высот'Ь звука канертоиа; дерево совернюнио пассивпо относительно высоты, оио въ точности передало сооб- и!,еиныя ему впбрад!п безт. всякаго изм'Ьяец1я. Я употребляю другой камергонъ н получаю тоиъ другой высоты. Такнмъ образомъ я могъ бы употребить последовательно 50 камертоиовъ Фиг. 30.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy