Звук

40 3 в у к ъ. То жо чисю получается екорЬе iOMHOSKeineMi, внбращй основного тона на 2, возвышен­ ное въ пятую степень. Вч. следующей лекщи мы еще возвратимся къ этому вопросу о музы- кальпыхъ интервалах!.. Для пастоящеП loeii д^лп кгн'Ь нуяшо было только опред'Ьлнть октаву. § 10. Г р а н и ц ы с л у х а "и м у з ы к а л ь н ы х ^ звуков-!,. Я уже сказалъ, что ухо можетъ слышать aiiyrai только въ пзв'ктньш. гранпцахъ. Вос- iipiRTie пмъ музикальныхъ звуковъ ограяпчено въ обопхт. направлен1яхъ. Саваръ опред'кга.11ъ низшую границу челов'Ьческаго уха 8 полными кибращяки въ секунду; н для того чтобы за­ ставить эти ыедлеиння .внбрац'т сливаться lijrbcT']!, опт. припужденъ быдъ употреблять коле- бан1я большой сады. Посредстволъ зубчатаго колеса и придФ^таннаго къ нему аппарата, счи- тающаго обороты, онъ опрсд'Ьплъ высшую границу слуха въ 24000 вибращй въ секунду. Гольмгольцъ опред'1 :л11.лъ низшую границу 16 впбращ!я1гп, а выси1ую 38000 въ секунду. Доп- рец'ъ показа.1ъ, уиотреб.ияя весьма малые камертоны, что звукъ, соотв'Ьтствуюпцй 38000 внбращ'Гг, молсетъ быть слышпмъ '). Исходя пзъ тона въ 16 впбращй, н помножая ого 1Шс.Ад0вателы10 на 2 илп короче воувысппъ 2 въ l l - i o степень и помножая ее па 16, мы «апдемъ, что 11-й октаи'!'. выше осповиаго тоиа соотв'Ьтствуютъ 32768 впбрац1п. Такпгь образом'Ь принимая границы, указанный Гельмгольцемч,, цееь объемъ челов1;ческой способ­ ности слуха обпимаетъ около 11 октавъ. Но по Bci; тоиы, лежащее внутри этпхъ граннцъ, sioryTT. быть употребляемы въ музык4. Обыгшовенпо употребляемые звуки лелсатъ между 40 и 4000 Bn6iiau,ift В'ь сскупду, что круглнмъ чнсломъ еоставляетъ 7 оь"гав'ь ^). 1"^алп11,н слуха у различпыхъ лпдъ различны. Волластоич,, который первый зам'Ьтнлъ это, стараясь онрсд'Ьлить высоту самыхъ высокихъ топовъ, напюлъ у 0ди01"0 пзъ свонхъ дру­ зей совершбппую печувстпитслышсть къ звуку иобольшой оргавиоп трубки, который однако •иожаЛ'Ь далеко въ обьшповениыхъ трапицахъ слуха. Чувство слуха у зтого лица оканчива­ лось топомъ на четъфе октавы выше сред1и11'0 Е въ фортон'шпо. 1йко'горые лпца, им'1;юд1,к чупствительпоо ухо кч> нпзким'ь звукамъ, не аыпиот> ниска летучей мыиш, звуковъ сверчка, даже чпрпканья обыкповениаго ]!оробья. Повытеп1С Uia одинъ тоиъ иногда достаточно, чтобы превра­ тить звукъ въ молчаи'ш. „Ввезапиость перехода,—^гаппетъ Вол.1астонъ,—оть совершепнаго слышаиЬ! кч, соверишшюяу отсутств11о воспр'1ят1я норажастъ такт> сильно, ' ITO опыты подоб- паго рода съ рядомъ маленькихъ трубъ надъ рааличиымп .«щами весьма забавны. Любопытно наблюдать, зсакъ въ обп|,еств15 пзъ П'кколькихъ лицъ разныц лица высказыааютъ послЬдова- тельпо нйумлен!е, когда звукп ырнб-чижаются къ граппц'Ь пхч, слуха нлн переходятъ ее. Т'Ь, Ошибка Савара, какъ цокааалъ Гельмгольцъ, состонтъ въ томъ, что оиъ устраи- вааъ. опыты такимъ образомъ, что при пихъ верхто гармопичесше тоны (о нихъ будетъ р'Ьчъ въ Ш лекщя), могутъ быть ошибочно црппяты за осиовной тот>, „Самый, i m a K i i i топъ оркостровыхъ ииетрумсптовъ сеть Е ковтрабаса съ 4P/ti вибрац1й. Новые фортепШпо и органы идутъ обы-кповеппо до С съ 33 внбрад1Й; больппе повыо флигели могутъ доходить до А " съ впбращй, Въ большихъ оргацахъ вставляютъ еще бол'Ье низкую октаву, которая доотнгаетъ до О" съ le'/a вибрацй. Но веб тоиы ниже Е музыкально нвсоввршевны, потому что опи близки къ .границ-Ь, за которою ухо вв мо- жвтъ соединять вибрац1й;въ'Г0цъ. Въ высоту фортещано достигаетъ air съ 3520 или иногда CV съ 4224 вибрацхй. Самый высш1й топъ въ оркестр'Ь всть в'Ьроятно civ пикколо{>лейты съ 4752 вибрац1й." Гепьмгольцъ, Tonempfindungen, S. 30,~-Въ этомъ обозпачец1и мы вы- ходиыъ из 'Ь С съ 66 вибрацШ, обозначая вврвуго низшую октаву С , а вторую С"; первую жв высшую октаву мы обозцачаемъ с, вторую с', третью с", •четвертую с'" и т. д. Въ Анг- л1и, какъ мц'Ь собщилъ Макваронъ, самый низпйй топъ есть не В, но А около четверти октавы выше Е.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy