Звук

88 ЗВ У К 'Ь. Tpeiii)!, я бы лога заставить ее пропзноднть все выспйе п Biicmie тоны до гЬхъ порт., пока звукъ сдЬлался бы наконецъ иеслъшшьшъ для челов'1;ческаго уха. Но oTcjTCTBie звука еще не доказывало бы отсутотв1я впбрирующаго двнжен!я въ воздугЬ; а иапротапъ показывало бы, что паш'ь слуховой ашшратъ не способеиъ восдрпнпиать пли нашъ мозгъ пе сиособенъ превращать въ змукъ 1шбрац1п, быстрота которыхъ персходитъ за опред'кченную границу. Ухо, каш, MIJI скоро это узпаемъ, походптъ въ этомт. OTiiomenin на глазг. Посредствомъ этой спрены я могу опредЬлпть съ Kpaiineli точностью быстроту Bn6pan,iri какого угодно звучащаго тЬла, будетъ ли это впбрпрующая струпа, оргашши трубка, флейта НЛП челов'|[!ческ!й голосъ. Д'Ьйствуя съ большою тщательностью, мы могли бы даже по лсужжа]1[ю пао'Ькомаго опред'Ьгпть чпсло ударо1гь, пропзводпмыхч. его крыльями въ секунду. Я покажу вамъ, какъ это д'Ьлается, опред'Ьлпвпт въ вапюмъ присутств!п быстроту колебаип"! этого камертона. Заставляя дЬйствовать jrfixa, я вдуваю воздух'ь въ сирену п въ то лее время провоясу сыьтчкомъ по камертону. К скрепа п камертонъ звучатъ ви'ЬсгЬ, но камертопъ пздаетъ теперь бол'Ье Bbicoitifl топъ. Однако н топъ спрены постепенно ноньниается, п вотъ вы слынпсте уясе .„б!ен1я", очень хороню пзтгЬстныя музыкантамъ п показьншюпця, что два тона не очень разнятся между собою по высотк Вы зам-Ьчаете, что зтп б!еп!я становятся пев р'Ьже и вотъ паконецъ совершенно псчезаютъ; оба тона cjninaiOTCH ви'кт'Ь, какъ будто-бы онк составляли единичный авукъ. Унпсопъ мезкду ними теперь сопершеипый, п регулируя давлс1пе л'Ьховъ, я постараюсь нродолиспть его. Все это время колеса спрены оставались въ безд'1;йств!п; я нх'ь привозку въ д'11нств!е, толкап пуговку а какъ разъ въ тотъ момептъ, когда секупдиая стр'1;лка мопхъ часопъ стапетъ па 60. Я даю кругу продолжать свое дви- jKOHie в'ь течеп!е мннуты, возбуясдая оп> времени до времеип камертопт., чтобы уб'Ьдпть васъ II себя вч> той., что yiiiicoirb продолжается. Вотъ секундная стр'Ьлка скова пришла къ 60; быстро толкаю b п останавливаю колеса: п вотъ на цпферблатахъ сирены точно показывается стр'Ьлкаин число оборотовч. круга, сд'Ьланиыхъ въ минуту. Это число есть 1440. Рядъ OTiiOpcTift, бынин1хъ, открытыми во время опыта, состоялъ пзъ 16; такпмъ образомъ въ каждый оборотъ круга мы получали 16 толчковъ воздуха п 16 звуковыхъ волиъ. Помножая 1440 па 16, получимт. 2S040,-—^чнсло вибращн, дЬлаемыхъ каиертоиомъ въ ыпнуту. Раздйлпвъ это чпсло на 60, мы получпмъ чпсло колеба1Йй въ секупду—884. § 8. Опред ' Ьлеп1е д л н и ы в о л и ъ : в р е м я в п б р а ц [ н . Оиред'Ьлпвши быстроту вибрацй"!, весьма легко моаию уже пайти длину соотв'Ьтствующнхъ звуковых'1., полиъ. Вообразите, что этотъ камертопъ вибрпруетгэ въ свободпомъ воздух'!;. По про- HiecTBin секунды отъ начала его колеба1пй самая первая образовав1па!1ся волна проЛдетъ раз- CTOitiiic 1090 футовч. по воздуху при О". По воздуху этой залы, который шгЬетъ температуру 150 о|щ пройдетъ въ секупду разстояп1е 1120 футовъ. Такпмъ образомъ на этомъ про- cTpancTB'li пом '1 (ш|,ается 384 зпуковыхъ волны. Поэтому разд'кляя 1120 па 384, мы иаходим'ь, что длина каждой волны составляетъ около 3 футовт., ОпредЬляя подобиьшъ образомъ быстроту вибрацП! четырехъ паходяицися у па'съ зд'Ьсь камертопов'ь,, мы находпмъ, что числа ini6paii,ili пхъ въ секунду составляютъ 256, 320, 384 и 512. Эта числа соопгЬтствуютъ даннамъ вол1п, въ 4 фута п 4 дюйма, въ 3 фут. 6 д., 2 ф. И д . и 2 ф. 2 д. Волны, цроизводииыя голо­ совыми органами мужчины при обнкповеииомъ разговор'Ь, им'Ьютъ длину отъ 8 до 12 фут,, а оргапамп жепщппы отъ 2 до 4 фут. Поэтому обыкповепиый женсюй голосъ при иизкихъ топахъ разговора больше ч-Ьмъ октавою выше мужского, а лрп высокнхъ выше двумя октавами. Зд'Ьсь важно зам'Ьтить, что когда я говорю о впбрап,1яхъ, то разум'Кно тлнчя виб]}щги] л когда говорю о звуковой волн'Ь, то разум'ко сгущен1е п сл-Ьдующео за инкъ разр'Ьжен!е.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy