Звук

ЛЕ1{ц1я BTOfA (Г. 35 Фиг. 25, Поворачивая теперь д1афрагму такъ, чтобы два круяска навдплпсь одияъ подл7Ъ другаго, п зат1игь приводя in> д'Ь!]:отв1о камертоит) п поворачивая зеркало съ иадделсащсю скоростью, мы получпм'ь эту красивую фигуру, нропзведонпую двумя пероплс 'гаюицгаиея М0жду собою ВОЛЕИ- стыми Л11Н1ЯМ11, фиг. 24. § 5, В о л н ы з в у к а . Как'Ь мы должны представлять себ'Ь состояние воздуха, по которому проходить музы­ кальный звукъ!; Вообразите себ'Ь, что полска вибриру10П|;аг0 камертона быстро качнется впе- редъ; она сгустптъ поздухъ, непосредствипю къ ней прплегающ!!'!, п потомъ откачнувшись назад7>;' оставить за собою и'Ькоторую пустоту; и атота процесса повторяется при кткдомч. сл'1!дуюш,енъ качанш впередъ и назадъ. Вес д'1!йстц1е камертона состонтъ въ томъ, что-бы произвести въ воздух'Ь так1я cryni ;eHia и разр'1икеи1н, который пос.л'11!довательно, по м'йр'Ь своего образовап1я, распространяются цо воздуху. Сгущеи1е съ сопро- возкдающия'ь его разр'1!зкеп[еиъ составляют^, какъ мы улсе зиа- ем'ь, зиуковую волну. Въ вод); длина волны считается отъ вер­ шины ()ДпоГ1 волны до ворипшы другой; между тЬгъ как'ь въ звуковой волц'!! длиш волны опрод'Ьляетс)! разстоип1емъ мелсду двумя сл'йдующши одно за другимъ сгущен[ямп. Вч, самомъ д'1;л'Ь сгущеи1е звуковой водны соотв-Ьтствуетъ вергашгЬ, ыелсду тЬмч, «акъ разр'Ькен1е ея со- отв'Ьтствуетъ углубленно или долгагЬ водяпой волпы. Пусть темныя м'Ьста а, Ь, с, d, фиг. 25, прсдставляютч, егущетя, а. св'Ьтлыя м'Ьета а', Ь', е', d',—разр'Ьжен1я волнъ, производпаихъ камертономъ А В: въ этомъ случа'Ь длина волны есть разстояа1о отъ а до Ь, или отъ b до с илн отъ с до d. § 6. Опред '1 !ле1пе в ы с о т ы то и а и б ы с т р о т ы в п б р а ц [ й . Высота тона, какъ улсе было показано, зависить отъ скорости впбрац!й. Когда два тона, исходяцце цзч. двухъ разлячныхъ нсточниковъ, пм'1!ютъ одинаковую высоту, то значить скорость ихъ вибращй одинакова.,Е с т напр. струпа пздастъ такой же тонч, по высот!;, какъ камертонъ, то это потому, что они вибрпруютъ съ одинаковой скоростью; и осла камсртоиъ издаетъ такой лее тоиъ, какъ органная трубка или фисгармоника, то это потому, что впбра- ц1м пли колебаи'ш стапи камертона совершаются точно въ такое лее премя, какч. внбрадш воздуишаго столба въ трубк'!! п язычка въ гармопик!:. То лее самое справедливо п отчюентель- но чолов'Ьческаго голоса. Если струна и голосъ пздаютъ одинаковый тоиъ, то это потому, что толосовыц связки п'1ища • колеблются сь такою site быстротою, как'Ь ц струпа. Есть ли какое-нпбудь сродство оиред'Ьлить пастошцео число впбращй, cooTivIiTcTByiora,UM, ii3B'5iCTiioMy музыкальному тону? Молсемъ лп мы пзъ высоты тона струны, оргаииой трубки, камертона или чсюв'Ьческаго голоса вывести число волпъ, который оип пропзводятъ въ секунду? Эта пре­ красная проблема молсетъ быть разр'1ипепа вполи'1). § 7. С п р о и а, o n n c a H i e е я. Я уже иоказалъ, посредством!. вращен1я картонпаго кружка съ отвермтями, что музы­ кальный звукъ производится быстро с,Л'Ьдуюш,п1П1 одпнъ за другнмъ воздунщммп толчками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy