Звук

ЛЕКЩЯ ВТОРАЯ. 3 3 противлен1е камертона скоро становится очень сильньмъ п онъ быстро отекакивает'-ь; но емнчскъ мгновенно снова зад'йвастъ его; онъ снова отскашищетт!, какъ споро рго с о п р о т п - B.TGiiie сд'15лается достаточно снльиьшт!. Происходящ1й всл'1!дст1нб этого ритмнчбск!н непрерывно 11овторя10щ !йся но время цроводен1я смычка, прнводптъ камертонъ вТ) п р о д о л ж и - тсльньиг оотрясеи1я п этимъ производится яснын, полный музыкальный тонъ. Если посмотр'Ь'гь па каиортон'ь вблизи, то можно увпд'1;ть его внбрац!н; глухой, если бы ппднесъ руку д о с т а ­ точно близко, мои, би почувствовать дро5кап1е воздуха. Если я коснусь ко.тсбл1ощагоея к а м е р ­ тона картой, то удары его обт. пее сольются въ музыкальный звукт., какъ было в ъ о п ы т ! ; с/ь гироскопомъ, п камертонъ скоро прпдетъ въ покой. Онъ теперь молчнтъ, п то,, ' ITO МЫ назьптомъ молчан1смъ, выразкасгь только отсутст1пе движенгп. Когда я заставплъ камертопъ звучать, то зпукъ его сначала нм'Ьлъ наибольшую силу, 1 потомъ постепепио етановплся слаб'Ьс но idip'b того, ч'Ьиъ дольше !1родолжа,гоеь iio .Tie6anio каме1)топа. Я , находясь вблнзи камертона, могъ зам'Ьтпть, что амплитуда нлн пространство, на которое раскачивался камертопъ, становилось постепенно все меньше и меиыне. О д н а к о въ прод '1 )лахъ сд'Ьланиаго опыта самое опытное ухо не мозкегь зам'Ьпть ни мал'Ьйшей- раз­ ницы въ пысогЬ тона. Таким'ь образомъ ослаблиие спды тона ие влечеи. за собою пош1жеп1Я ого высоты. И дЬйствитольпо, хотя ншрпиа или амплитуда вибрагцй здЬсь нзм 'Ьинотся-, но скорость игь остается исизм'1ишот. Высота н сила звука должны быть строго ра з ли ч а емы ; cn.iia завнситъ только ота амплптуды, а высота только отъ скорости mi6pai],ift. Камфтоиъ можно заставить, чтобы онъ самъ чертцлъ ходъ своего собствениаго дни - лссчил; скособ'ь этого легко попять. Взявши нъ руку кусокт. м'Ьлу п двигая рукой п о этой ч(1рт)п доскФ. ]!Ворхъ -п вшш'ь, я че1)чу на пей короткую }!ертпкальиу10 iiiHiio. Tloica^ моя руна в'ь своемт. двпжеп'ш по yiuutinieTWi ini направо Ш1 пал'йво, я вожу м'кпоиъ все п о од­ ной 1 той же лип1и. Ио если, динган руку вверх'ь н випз'ь, я' буду также двпгать о е на­ право члп нал'Ъпо, тогда я начерчу па доскЬ вотообразную лпн11о. Изгибы иолучен11оГ1 та - itiiM'b образонъ лпп1п показы- ваЮтъ В11брац1н моей рукп, а глубина изгпбовъ соотвФ.тствуетъ алнлнтуд'!'. этпхъ вибращ!!. Воз- И()ат!га{!Я теперь къ камертону. Кт> одной изъ его позкекъ, фкг. 21 , прнкр'Ьплепа тонкая !\г15дная полоска, па копц-Ь за­ остренная. Я привозку камертонъ В'Ь звуковое дв113пен1о; вм'кт!'. сь шьч'ь внбрпруетъ такзие п металлическая полоска. ЗитЬмч . и (К'Л'орозвпо опускаю коиецъ полоски на куоок'ь закоичеццаго стекла. Опъ двнзкется аадч. закопченною, поверхностью п оставляетъ ноол'Ь себя ясную ипню. Во все В1)0мя n o i c a руь'а дерзкатт) камертозгь неподвизкпо, ocTpie ходнтъ сюда и туда по одной п той зке лпп'пт, точис» T'aia какъ въ преднгествующемъ опыт!! кусокъ м'кка въ моей рукЬ все ходплъ д о одной II топ зке л т п п иа черной доск'!!. Но ясно, что мн'й стонтъ только двигать камертонъ вдоль стекла, чтобы нроизвести пзвплистую лпи1ю ш, п, фиг. 21, Я д1!лаю это, п лшйя я в л я е т с я . Повторяя этотъ экс опытъ, пока камертопъ еще не переста-чъ звучать, л ы увп- дпм'ь, какъ уменьшается глубина пзмиишъ плп загпбовъ. По м'Ьр'Ь того какъ колебания к а м е р ­ тона ослаб'Ьваютъ, извплпстая лпшя бол'Ье п бол'1;е приближается къ прямой. Это е с т ь па- глядноо пыразкеп1е умоиьпюгйя амплптуды колебаи1н. Когда извплпны совершенно п с ч е з п у т ъ , то амнлптуда равняется пулю и звукъ, зависЬвнйй огь пея, прекращается, 5 Т1ШДЛЛ11, ЗПУ1№. Фиг, 21,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy