Звук

30 ;! в у к 'I,. Что музыкальный зпук'ь иожетъ быть произкеденъ посредствоыъ ударов'ь, это можно видеть также пзч. сл'Ьдующаго забапнаго опыта. Въ атихъ зкел'кмып. тнскахг (фпг. 16) укреплены стоймя дв'!: свшщовыхъ пластинки, тага, что концы нхъ иыступаютъ вверхъ на четверть дюйма. Я кладу па инхъ поперекъ медную полоску, такъ чтобы она лежала на концахъ, н заг^мъ, покачивая со легонько рукою, я нрнноасу ее 1гь качательное данжен1е, подобно толу какъ качается бревно лъ простой качелн. Спустя п'Ьсколько времени, еслп ее не трогать, ока прпдетъ вг покой. Но иредположпм'ь, что подоска, касаясь свинца, все бу­ дете отталкпватьс!! нверх'ь св- лов, 11Сходяв1;ей пзъ самаго свин­ ца; ясно, что ВТ. таком'ь случа'1; качан1я будутъ продолгкаться не­ прерывно. Нагр'Ышт полоску, мы итпмъ сообицш'Ь ей и прп- иодел'ь пъ Д'Ьпо'ПЙо такую силу.. Когда полоска KOcnoTCit сппяца, то она сообщить ему слой зкаръ, к исл'1!дств1е OTOJ"o быстро про- ]1301!детъ выстунъ па свпнц'Ь В'Ь точк'Ё нрикосповешя. Поэтому полоска оудо'гъ подталкиваться ujiop.vb п постоянно качаться пзъ стороны пч. сторону, пока оиа будетъ достаточно торпчп. 3a.i!'l!ini}i и'Ьдную полоску лоп!1Т1«)П для углей, фпг. 16, мы произвсдемт. то жо яилипе. Опускаясь на. евпп(!11,'ь, по­ лоска ударяет'1. его очень слабо, и удары ВТ. а т о м ъ случа-Ь т а к т . медленны, что вы иолсето легко считать пхъ. Но. я iisrhio зд'Ьсь кусокъ металла другой формы, фиг. 17, который будета ка­ чаться спльп'1;с I I пропзяедстъ удары, сйдуюнйе друуъ за дру­ гом']. ст. болыпой быстротою, я к,1)аду итоть пачатель па к.у- сокъ сннкца; удары его с-йдуютт. быстро II производить rpoHKift Фиг.' 17. стукъ, слышный HC'liMT. находя­ щимся въ этой зал'Ь. ЗатЬлт. коицомъ лапплка я прижимаю качатоль къ свшщу. Сотрясеп1я его становятся лсх{!дств1с этого бол'Ьо быстрымп, и удары, сливаясь -вм-Ьсг!!, производятт. ннзк1й музыкальный тот,. У меня есть еще другой качатедь, который качается гораздо быстрот ч'Ьмъ иредыдуп1,!п и который производит!, музыкальный тонт. безъ исякаго другого iipiraciiiiaHifl, ipoji'ls давдеп1я его собст-венной тяжести. Но если я его ирнзкиу папплкомт., то сотрясмпя , еще ускоряются, топъ производимый ими повышается, п теперь но всей зал'Ь иыпгеиъ музыкальный тон'Ь удивительной силы и чистоты. Когда я ослабляю iipinioiMaHie, то высота топа, понн- ясается; усиливая прила1маи1с, я снова повышаю его; п такпмъ образомъ видопзмФ.пяя прп- ;кимаи1е, мы получаеиъ болыи1я iiSM'IuieniH тона. Но монаю обойтись п безг иодобиыхъ ка- чатолсч"!, Если мы положпмъ одну сторону четыроугольпаго конца этой пагрЪтой кочерги па mm 4 man Фпг. 16.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy