Звук
28 З В У К 'Ь, поикой, слтдуютъ одинъ за дрт/гимъ совершенно пергодичееки. Пер1од1Г1ССК()е двч- JKfiHie есть такое движен1с, которое поиторяется. Напр. двшкен!е обыкновеннаго маятника есть пер1од11'1ескоо; качаясь по воздуху, опт. ироизиодптъ волны или толчки, которые сл-Ьдуюта другъ за другом'ь ст. совершенною правильностью. Однако эти волны слишкомъ медленны для того, чтобы возбудить слуховой нервъ. Для того чтобы произвести музыкальный тон-ь, мы доля{11ы взять т'Ьло, которое качается съ веуклоппою правильностью иаятннка, но которое можотъ сообщить воздуху бол'Ье p'feauie и частые толчкн. • Вообразите себ'Ь преяаде всего рядт. толтковъ, которые сл'Ьдуютъ одинъ за другнмъ черезъ правильные промежутки и ударяютт. въ барабанную перепонку, Толчекъ приводптъ въ дв11жеи1е барабанную перепонку; а гЬло, разъ приведенное въ движен1е, не можетъ мгно венно придти въ покой. Однако человеческое ухо устроено такимъ образомъ, что звуковыя волны прекращаются въ немъ чрезвычайно быстро, хотя это прекращен1е все-такп пе бываетъ мгновенно; и если двпяссн1е, сообщенное слуховому нерву кансдымъ отд-Ьльнымъ толчкомъ наигего ряда, продолгкается до т'Ьхъ иоръ, пока до нерпа дойдетъ сл'йдуюицй за нпмъ толчекъ, то звукъ пе будетъ прекращаться. Д'Ьйств1е каждаго толчка будетъ возобновляться прежде Ч'Ьмъ оно )'сн'Ьетч> прекратиться, и 110вторнющ1яся сотрясеи1я будутъ сливаться вм'ЬстЬ н пролзведутъ музыкальный знукъ. Наиротпвъ толчки, иропзводящ1е шумъ, повторяются непра вильно п С'Г) иоиравпдьной сплой. Они безпорядочно врываются въ наше ухо п зюспропзводять в'ь нашпхъ (>щущеп1яхъ свою непр1ятную сиутаяпость. Д'1!йств1е inysia па ухо можетъ быть весьма удачно срапнепо съ Д'1!йст1!1емъ на глазъ мигающаго cirkra; п то н другое nenpiflTHo для иасъ но виезаппым'ь п р'Ьако обрынаюнцни'я иерем'1и1аиъ, который mni ироизподятъ въ соото'Ьтствуюиццъ nepiumi. Единствеияое услов1е, иоибходпное для И1)0113веде1пя музыкальпаго топа, состонтъ въ томъ, чтобы звуковыя волны сл'Ьдовали одна за другою черезъ равные промежутки времени. Какова бы пи была причина, произведшая волны, это все равно; если только это услов1е соблюдено, то знукъ получится музыкальный. Еслн бы напр. можно было заставить карманные часы тикать сь достаточной быстротой— ноложнмъ 100 разъ въ секунду, то отд'Ьльныя тиканья не были бы сльпппы отдельно и слились бы въ музыкальный тоиъ. Если бы удары крыльевъ голубя совершалясь съ такою же быстротою, то иолетъ его въ воздуг!) сопро- воясдалса бы музыкальнымъ тономъ, У колибри эта скорость достигается; и если мы отъ птпп,ъ иере!1демъ зсъ насЬкомымъ, у которыхъ сотрясен1я гораздо быстр'Ье, то увнднмъ, что музы кальный тонъ обыкновенно сопровождаетъ полетъ насЬкомыхъ '). ПыхтЬп1я локомотива при начал'Ь его хода сл'Ьдують другъ за другомъ медлонио, но потомъ постененно скорость нхъ до таге увеличивается, что пхъ едва можно считать. Если бы это уводпчвн{е могло возрастать до т-къ поръ, пока чнсло ныхтЬпй доимо до 5 0 нлн 60 въ секунду, то приблиясеи1е локомотива возв'Ьщалось бы органнымч. тономъ уяшсной снлы., § 2. М у з ы к а л ь н ы е з в у к п , п р о и з в о д и м ы е у д а р а м и . Галилей производилъ •музьп{альш,1й звукъ, быстро проводя перочнннымъ ножемъ пб краю niacTpa, Маленийя зазубрины на мопегЬ сообщали иер1одпческ1й характеръ двшкен!ю, которое состояло нзъ ряда ударовъ достаточно быстрыхъ для того, чтобы произвести непре рывность, нужную для образован1я звука. Кансдын школьннкъ знаеть, какъ произвести тонъ посредствомъ грифеля. Держа грифель вертикально и н'Ьсколыю свободно между пальцами, 1) По Вурмойстеру сотрясешя производятся вхоисдец1ем;ъ воздуха въ грудную полость II выхождонммъ. изъ ноя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy