Звук
10 •л li у i; 'Ь. Дугообразные своды н пптолкп д'1!11ствугпгь п,т зиукъ, какъ зеркал,i. Б-ь патей лабора- Topiii, напр., когда кипапйй чаГпнип. находится въ 1шн1;стном'ь иололгенп!, то кажется, что ani,'i;n пдутъ не отт, огня, пядъ которымъ онъ пом'1!Щппъ, по огь потолка. Этпмъ путезгь йыл1г открыты роковые секреты, и одгшъ npiorlipi. этого разсказал'ь сар'ь Джонъ Гершель (Eneyelop. Metrop., стат. „Sound"). Вт, одно1чт> пзъ 1;а0едралы[ы1ъ соборовт. (Jimiwiii нспов'Ьдалыш была пом'1!щена такпмъ образолгь, что шопотъ испов'1!ДОиав11ШХ(;ц отралсался отъ вогпутаго потолка II собирался въ фокусъ ит, отдаленпомъ М'Ьст'Ь зда1пл. Слушано этой, фокуст, былъ открытъ, п неко торое время ляцо, открывшее его, доставляло удоволь- cTBie ced'J! ii своямъ друзышт. подс][у1Я1шаньеди, откровен- постей, который предназначались для одного священника. Однажды, говорятъ, занимала м'кто на пспов'^дальномъ стул'!) его жена; въ это время онъ п его друзья узнали секреты, которые' были далеко но забавны для одного ПЗ'Ь НЯХ'Ь. Когда существуетъ достаточный промежуток/!, между ^ нрямымт, звукомъ н отразкспяым'ь, то мы слышпи-ь по- С Л 11'1!дп!й, как'Ь эхо. Звукъ, подобно cB'IiTy, ложетъ отражаться iioc.Tli- довательно 1г1;еколько разъ, п какч. отражеппый cirliTi. при отпхъ обстоятельетвах'ь становится постепенно слаб'Ье дал глаза, такъ п nocji'bAoiuaTejLbno повторяющееся эхо становится ностеношш слабее для уха. Въ горяыхъ стра- кахъ это uoBTopenio п sajnipaiiio звука пропзводнтъ удивительные и пр1ят11ые эффекты. Пос'Ьщцнипе Килдарией яомнятъ прекраспое эхо въ скалистой дoJ[I[IгIl Душ[оо. Когда пграют'ь (la труб'Ь въ пзв'^стпомъ MiCT'f: отоп доляпы, то звуковыя воляы достпгаготъ до уха после довательно Hocjrl: одного, двухъ, трехъ отрпжешй отъ блпзлежащпхъ сналъ, н такпмт. обра- зомъ замираютъ въ самии прщтпыхъ^ отголосках'ь. Въ ШвеГщарн!, 6jni3'b Розеплау, ivi глу бокой проиастп, пазьгоаемоп Охсеиталь и образуемой больяшми скалами Эигельгернеръ, эхо повторяется удпвнтельпымъ образомт., Sisyia альпЫскаго рожка, отразившись отъ скалт, Бет- тергорна нлн Юнгфрау, слынштсн сначала глухи; по загЬмъ, iijui сл'Ьдующихъ отражеи1яхъ, звуки становятся бол'Ье п-Ьжиымп н подобпыми зиукамъ флейты, п постепинное уменьшен1е силы звука пропзводитъ такое вяечатл'Ьн!е, пакъ будто нсточнпкъ звука удаляется все дальше II дальше въ ледяныл п сп-Ьговыя пустыт[. IlQiiTopeuie это также отчасти аависитп. отъ того, что 0тража10щ1я поверхности находится па разлячпыхъ разстоя1ияхъ отъ слуша1ои1,аго. Въ больпшхъ по-мсОлировавныхъ компатахт, отраже1йо звука иногда производить очень лгобопитные аффекты. Когда вы, напр., стоите на галлеро-Ь въ парижской бпржЬ, то слышите смешанный шумъ голосовъ волнугоп1,е1шя толпы, стоящей внизу. Вы впдите всЬ пхъ двпжен!я, двпжеи'»! ихъ губъ, также какъ двпжен1я пхъ рукъ; вы знаете, что они говорятъ, п часто говорятъ съ большою жпвостыо, но вы не можете разобрать, что онп говорятъ. Голоса их Фиг. 9. рефлекторъ, пом'Ьщеыный с.зади колокола такимъ обрааомъ, что онъ отраясапт, звуковыя волпы по наиравлеп1ю длипной спускавшейся вшшъ улицы, проиавелъ то, что авонъ колокола слышенъ бьтлъ во всякое время. Это пабл10деи1е нуждается въ подтвержден!и.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy