Звук
232 3 в У к ъ. чолов"{;къ, собравшихся пос.тЬ чаю послушать музыку. Несколько большихъ Tpio Бетховена пополнялись на трехъ пнструментах'ь, роялп, скрппк'Ь п вшлончелц. Изъ кпрппчнон сгЬны блшь роялп выступали дв'Ь газовыхъ горелки въ форз14 рыбьяго хвоста. Об'Ь oirt гор'Ьлп зам'Ьчателыю спокойно, прпчемъ окна были закрыты н воздухъ въ комнатЬ былъ тоже спо- коенъ. Т'Ьнъ HG Meirbe было очевидно, что одна пзъ нпхч. находилась подъ давлсшемъ до- статочнымъ для того, чтобы заставить ее двигаться п шум-Ьть. BcKOp'fcnoc.Thтогок акъяачалась музыка, язад'йтпл'ь, что пламя второй гор'Ьлки обнаруживало пульсац'ш въ высоту, который былп совершенно одновременны еъ слышавшпипся б1ен1я5ш. Это }шяен1е зам'Ьтплп всЬ иаходпвш1еся въ KOimaTt п особенно тогда, когда раздава лись спльные тоны в'юлончелн. Особенно интересно было наб .110дать, накъ даже трелп этого пнструмента въ совершенств'Ь отраа;алпсь на плоскоетн пла-чени. Глухой могъ бы видшгь лдгъсь гармотю. Къ концу вечера, когда потреблеше газа въ город'Ь уменьшилось, а по тому давленгв его увеличилось, явлен1е стало еще flBCTBCHHte. Дрыганга пламени посте пенно возрастало, стало несколько неправпльнымъ п наконецъ пламя начало йеирерывно шум'кь. II двигаться, издавая характерный звукъ, указывавшШ на то, что газъ выходптъ въ бо.шиез1ъ. колнчоств-б, ч1!мъ какое можетъ быть потреблено гор'Ьн1е.11ъ. Я зат'Ьгъ уб'Ьдплс!! опытоиъ, что- явлен1е происходило только тогда, когда прптокъ газа регулировался такпмъ образомъ,, чтобы пламя щтблшюалоеь къ сое7Поянт шума гь двиоюетя. Я также посредствомъ. опыта убедился, что это явлены пе мооюетъ быть вызвано сотрясен1ямп пода и ст'1!ит> отъ н'Ьсколькпхъ ударовъ въ нпхъ. Поэтому очевидно, что ny.ibcan,i!i пламени происходили не отъ иепрямыхъ вибрацШ доходившпхъ черезъ посредство стЬнъ комнаты до гор'Ь- локъ, но были произведены прямымъ вл1ян1ез1ъ воздушныхъ звуковыхъ волнъ на горящую- струю газа. Въ опытахъ Шафгоча п проф. Тпнда.ля очевпдно, что дроя!ан!епо10щаго пламени внутри стекляиой трубки, производимое голосомъ пли сиреной, било явлен^еяъ аналогичиымъ TOiMy,. которое происходило дрп яонхъ наблюдеи1яхъ баэъ содпйствгя тр)убки. Бъ мопхъ опытахъ. прптокъ газа регулировался такимъ образоаъ, чтобы въ пламени была тспденщя двигаться и шул'Ьть плп издавать поюгщт звукъ. При этихъ обстоятельетвахъ СИЛЬНЫЙ воздушныя п у.иь- сац1н с0верша10щ1яся въ правильные промеоюутки, бьми достаточны для того, чтобы: вызвать, одновременныя еъ ними колебан1Я въ высот! пламени. В'Ьроятно Д'1)йств1е было бы еще явственн'Ье, еслибы тоны музыкальнаго пнструмента былп близки къ ymicouy съ т'Ьмп звуками, которые произвело бы пламя при небольгаолъ уве.5пчен1п той быстроты притока газа, какая требуется для иропзведен'гя явлен1я шума п движен1я ачаменп. Этотъ иуиктъ можно, было бы пров'Ьрпть опытомъ. Подобно тому какъ въ въ опьггахъ Тиидаля надъ струею газа горящаго въ трубк'Ь,. хлопанье рукалп, крикъ п т. п. былп достаточны для того чтобы „молчащее пламя" обра тить въ „поющее", и въ иашеяъ случа'6 неправильные звуки не оказывали зам'Ьтиаго вл1я- шя. Кажется необходимо, чтобы импульсы сулшировались, накоплялись, для того чтобы произвести заметное jiiftCTBie. Что касается того, какпмъ образолъгор'Ьй1е газа внутри трубокъ производить звуки, то- вс4 согласны, что объясиен!е данное проф. Фаредесмъ въ 1818 въ сущности вФ.рно. Изв'Ьстно, что онъ приппсывалъ эта звуки посл'Ьдовательдымъ взрывамъ, иропсходящнмъ отъ перюди- ческаго соединения атиосфернаго кислорода съ вытекающей струей газа. Когда я читалъ уди- вительныя изсл'Ьдован1я проф. Плато (3-я сер1я) по „Teopin пзл'1)нен!й претерп'Ьваеыыхъ стру- ямн жидкостей, вытекающими пзъ круглыхъ отверстй и иаходящимнся иодъ вл1яц1емъ вибра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy