Звук

Д Е ( ( Ц ! Я Д Е В Я Т А Я . 231 По передача совершается но прямо, Budpauin преяде всего воспринимаются известными т1.ламп, ьоюрыя М01у1ъ совпбрпровать СТ) ппна. Эти гЬла троякаго рода: отолиты—неболь- niiji 1ф11(/1аллпчес1ия частички, ВОЛОСКЕ Макса Шульце п волокна Корт1ева органа. Последи]!! суть во 1!С'1!ХЪ Й Т П О Ш М П Я Х Ъ I I по ПсЬМ!» ОВОИМЪ Д 'Ь1 "1СТв1я51Ъ струнный пнструментъ необыкно- иетюй слолиюстп л совершенства, помещенный въ ух-Ь. Отпосптельпо настолщаго нашего предмета струны органа Кортп нграютъ особенно валс- зкпую ро.чь . Чтобы одна струна отв'1!чада на другую струну, д.11я этого необходнмъ совершен- 1Ы1 уннсопъ; но пзв'Ьстная степень отв'Ьта является нвъ непосредственной близости къ унисону. Ноатому каждая пзъ двухъ струн7>, неиного разнящихся между собою въ высот!) тона, мо- жет'ь заставить соннбрировать сь собою третью струну промелсуточной высоты тона. И если o6'Ii струны звучать B.MiiCT'ii, то б!ен1я пронзводныыя имн сообщаются посредствующей струн'Ь. Тагаигь же образомъ и пъ oprau'l) Кортц, когда отдельные звуки раз.чпчиой высоты, пли луч1пе, когда внбртйп разлнчпоЛ скорости касаются его волоионъ, то этпмъ впбрац1ямъ отве­ чают!., т.е. сопнбрирую'Г'ь с-ь пнмп rfi отд'Лдьныя волона, пер1одн внбрац]н которыхъ совпадаюгь ("ь нхъ 11(!ри)дам11. И когда-дна звука, блцзк1е между собою по высотЬ, производятъб1еи!я, то oini оба Д'1|Г1Ствую"л. на промеясугочное волокно Корти, которое п отв'Ьчаегь на эти б^ешя. В'ь средней и лысших'ь частлхъ музыкальной шсалы б1ен1я бываютъ самыя р'Ьзк1я я Hi!iij)iHTHUH, когда они сл'1!дуют'ь одно за другнмъ со скоростью 33 въ секунду. Когда же •ciiopocTb позрастеть до 182 въ секунду, то оин иерестаютъ быть зазгЬтными. (!ош)1ш1(!Нный консонанс'ь iraB'licTHMX'b музыка.чьнихъ нптерваловъ получается всл'1)дств1е <)'1'суч'ет!ия 6ieiiift. lIocoiiepiiiOHHHft зве колсонаисъ другнх'ь пнтерваловъ иропсходптъ оть пхъ 111)И(!утст]пя, И при Утомъ nepxiiio гармоннчеине тоиы нграютъ чрезвычайно важную роль. До- толу что хотя осно]!пыо тоны п могутъ звучать B i r k i i безъ зам-Ьтной шероховатости, но нхъ nepxiiie тоиы могутъ относиться между собою такнмч. образомъ, что пронзведутъ р-Ьзк1я и 11(!пр!ятиыя Oiporift аналидч. предмета доказываеть, что интервалы, для выражен1я гауторыхЧ) тр(?буются больпия числа, всегда сопровождаются такими верхними тона.1Ш, которые производятч. fiieiiifl, мезкду тЬмъ какч> при пптервалахъ выражаемыхъ малыми чиелали б1ен1я почти отсутс'гпуютч). Сд'Ьлаипое Гельмгольцемъ графическое 1 ,13ображеп1е консонансовъ к днссонансовч. му- ;!Ыкальио1"1 Н калы даетъ поразительное доказательство такого объяснеи1я. Лпссажу нрпдумал'ь очень красивую оптическую иллюстрацию музыкальиыхъ пнтерваловъ. CooTB'IiTCTiiOHiio каждому интервалу получается онред-Ьленная фигура, пропзводнмая соедине- iiifiM'b его нибрад1й. Ооеднисчпе зп1брац1й также прекрасно лллюстрнруется апиаратомъ устроенпылъ Унтсто- и05гь, Г()рбортомч> Айрп п ДонкпиомЧ) п иакопецъ нзящнымъ аппаратомъ - маятппкомъ Тисди. ПРИЛОЖЕШЕ 1. € л i л и i п м у 3 ы к а ль п ы X ъ з в у к о в т, п а п л а м я с т р у п с в i т и л ь н а г о г а з а . Доюона Депонта '). Досд'1! того какъ « ирочиталч. прекрасную статыо Джона Тиндаля О звукахъ щ^ъшо- димыхъ го^шшмъ газоаъ оъ мн'Ь случилось быть въ обществ!; пзъ восьми Эта 112)свооходиая статья была псходнымъ пунктомъ для прпведецпыхъ в ъ лек- 1ияхч. VI п 'А'11 ОПЫТОВ'!) о чулсиштельпнхъ пламеиахъ; нзслТ.доватя же Томаса Юнга п •Савара пислужплп походнымЧ) пуиктомъ для моихъ опытовъ о дымовыхъ и водяиыхъ струяхъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy