Звук

•230 ЗВУК ъ, ОБЗОРЪ ДЕВЯТОЙ ЛЕКЦШ. Разделяя CTpj'Hf, Ппеагоръ опредФлплъ консонантные пнтервалы въмузьпсЬ н доказалъ, что ч'^ыъ проще отношен1е между двумя чашли, на который разделяется струна, т'Ьмъ со- BepuieHH'he гармон1я звуковъ, издаваемыхъ этпяи двумя частями струны. Посл'Ьдуюнце изсл-Ьдо- вателв показали, что струны д'Ёйствуютъ такплъ образоиъ в(у1'Ьдств1е отношс1йя нхъ длини к'ь скоростялъ iixTi В11брац1й. Двойная сирена наглядно представляетъ этотъ законт, консонанса. Самая совершеннан гармон1я есть уннсонч., прп котороиъ OTionienie числа внбращн есть 1:1. Зат'Ьиъ сл ^дуетъ октава, гд'Ь впбращп относятся какъ 1; 2. Потомч, ндутъ носл 'йдовате .ньно квннтасъ отноше- Hiesi-b 2; 3, кварта ст. отноше111емъ 3; 4, больн1ая терд1я съ отношен'шмъ 4:5 п малая тер- ^ ц1я съ отношен1е.иъ 5: 6. Интер- валъ тона выражающ1'Г1ея отноше- HiejiT) 8:9 есть днссонапсч,, а пн- тервалъ въ полутонч> есть шерохо­ ватый p'l;}Kym,i(i диссонансъ. Музыкальный 1штерва.чъ не завнснтъ отъ абсолютнаго числа Bu6pau,ift двуп, тоновъ а оиред'!;- ляотсп только отногиен-гсмъ двухт, чнсел'ь впбрацШ. ПпеагореГщы нрпнисывалп npiflTHoe s'iificTBie консонавтнып. ннтерваловъ числу п гарионш п ФПГ. 200. связывали . его . съ . „музыкой сферъ". Зй.лоръ об'ьяснялъ ковео- нантные интервалы евойствомт) челов'кческаго ума, которому по его мн'Ьнио пр'штпы простыл числовыя отяошен1я. Умъ любнтъ норядокъ, но только такой порядокъ, который' нетрудно было бы заметить п разобрать, Вотъ это удовольстп1с н доставляютъ ому простыя отношения нъ музык'Ь. Изсл'Ьдоваюя Гельмгольца доказали, что настоящею причиною диссонанса въ музыгс!; есть быстрое сл'Ьдовап1е б1ен!й, При помощя двухъ яоющнхъ пламенъ, пзъ которнхъ высоту одного можно пзл'Ьнять лередвпжон!еш'ь подвижной .трубш, можно произвести б1ен1я любой степенн медленности плп быстроты. Начиная б!ен!ямп столь медленными, что мы ложе-чгь да5ко считать ихъ н иосте- ненно увеличивая ихъ быстроту, цы достпгаемъ безъ иарун1ен1!1 ненрерывности до явнаго диссонанса. Но чтобы вполн'Ь попять эту Teopiio, мы долл«1ы были обратиться къ устройству чело- Б'Ьческаго уха, Прелгде всего мы встр'Ьчаемъ барабанную перепонку, которая представяяетъ наружную границу ун1ного барабана. Черезъ барабанъ идетъ рядъ малеиышхъ косточекъ, на- зываемыхъ молотокъ, наковальня, стремя\ посл'1;дня)[ примыкаетъ ко второй перенонк^, составляющей внутреннюю i-рапнду барабана. За этой перепонкой находится лабиринть, на­ полненный водою и выстланный иоренонкой покрытой волокнаин слухового нерва. Каясдый то.пекъ, нолучаемый барабанной перепонкой передается черезъ рядчАкосточекъ противолежащей nepenomdi, а оп. вея лабиринту и дал'Ье слуховому нерву.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy