Звук

.1ЕКЦ1Я ДЕВЯТАЯ . •2-27 проптв отъ d къ с1 онъ долженъ употребить новую четверть секунды; въ этотъ моментъ малый маятннкъ долженъ достичь протпвоположнаго конца своего пут. Оба услов1я будугь удовлетворены тЬиъ, что маятннкъ окажется въ точк^ е. Такимъ образомъ мы получизл! часть кривой с' е, которая повторится п по л'Ьвую сторону точки е, такъ что вся кривая будет-ь iLvfeTb впдъ изображенный на фнг, 192. Эта кривая называется въ reosieTpiii параболою, изображенная же на фиг, 161 восьмерка—лемнискатою, Мы црпнгшалп, что двнжен1е маятника, въ Т о время какъ ему сообщается боковой ударъ, направлено дъ Ь. Еслибы оно было наиравлено къ а, то парабола имёла бы обратньт впдъ, какъ она изобралсена на фдг. 193. Еслцбы наконецъ боковой yxaps. былъ данъ. не въ то время, когда лаятнпкъ нроходитъ черезъ точку своего покоя п не въ то, когда оиъ дрс- ходитъ черезъ точку соответствующую тремъ четвертямъ или одной четверти времени его ко- лебан1я, а въ какой-нибудь другой точк-Ь лнн1п а Ь, то мы бы не получили ни параболы, Н!1 лелннсгсаты, а иолучнлн бы искривленную лемнискату, на11равлен1е которой зависло бы отъ того направлеп1я, въ которомъ данъ боковой толчокъ. Теперь мы приготовлены къ ослыоленноиу наблюденпо соеднненнаго колебан1я двухъ камертоновъ, изъ которыхъ одпнъ даетъ октаву другого, Я оставляю вертикальный камертонъ Т (фиг, 187) въ прикнемъ положен1п и пом'Ьщаю протнвъ него другой горизонтальный, вибриру!ощ1й съ удвоенною скоростью. Когда я смычкоиъ заставлю пхъ звучать, то они воспроизводятъ •движен1е подобное тому, которое только-что ироцзводплъ передъ нами маятникъ,—по- v лучаемъ. на экран-Ь правильную лемнискату. Ея дра- ^ \ а ' .4'j/.U вильность доказыьаетъ, что передъ лекц1ей камертоны \ Г 7\ / ^ K i подобраны правильно и что колебан1я ихъ въ точ- ' '••Ле кости относятся какъ 1- : 2. Я останавливаю пхъ Фиг. 192. Фиг. 193. и пускаю снова. Теперь вы видите искривлён­ ную лемнискату, Я задерживаю снова г иосл'Ь и'1!Сколькихъ попытокъ нолучаю параболу. Каждый' разъ получающаяся кривая остается иеизм-Ьиною. Но воть я ирил'Ьпляю не^июго во­ ска къ одному изъ камертоновъ и 1 £ рпвая не остается постоянною, а изм'бняется изъ правильной лемнискаты въ искривленную и потоаъ въ параболу, изъ которой снова переходитъ въ лемнискату. Увеличивая разницу между калертонамп, я могу какъ угодно увеличить ско­ рость этихъ иереходовъ. Я беру теперь два камертона, колебан1я которыхъ относятся какъ 2: 3. Обратите прежде всего внимание на иоразитатьное постоянство фигуры при этомъ получающейся. Но я ирил'Ьпляю воскомъ эту небольшую монету къ одному пзъ камертоновъ; постоянство фигуры нарушается ir она колеблется туда и сюда. При илтервалахъ 3: 4, 4: 5 я 5: 6, фигуры становятся все Е|апутанн'Ье. Фигура посл'Ьдняго соедпиен!я 5: 6 столь запутана, что нужно употребить весьма узк1'й лучъ св'Ьта дл}г того, чтобы она бы>та ясна. Если ш увелнчдмъ разстоян1е мезкду камертономъ и экраиомъ, то это поможетъ намъ разобраться въ задутаи- иостй фигуръ.. Когда фигура вполн']! образовалась, то числа загибовъ плп петель по вертикальной и по горизонтальной стороиалъ выражаютъ OTHouienie соедииенныхъ вибрац1й. При октав-Ь напр. мы им'Ьеаъ дв'Ь петли въ одиодъ наиравленц! и одну въ другомъ; въ квингЬ дв-Ь петли въ одномъ наиравленш и три въ другомъ. Когда соединенньш Bn6paii;in относятся какъ 1 ; 3, топ св^т- лыя петли такъ же относятся какъ 1 ; 3. Изм'Ьиен!я, какпмъ подвергаются пЬкоторыя пзъ этпхъ фотуръ, когда камертоны настроены неточно, очень интересны, Такъ напр. при о т о ш е т и 1 ; 3 повре}1ея а.иъ тр удно бываетъ освободптьси отъ представлен!я, что передъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy