Звук
.1ЕКЦ1Я ДЕВЯТАЯ . 225 тотъ же юментъ. Соединяя этпмъ способомъ кодебан1я двухъ камертоновъ, мы додучимТ) всЬ фигуры, которш ошгсывалъ передъ этпмъ маятндкъ. Когда Kojiedanifl двухъ камертоновт) совершенно одпнаковыво всЬхъ отношен1яхъ, то фигура, которую они цропзводятъ на экран'Ь, остается та же, опа только уменьшается, по i i i p i того какъ камертонъ дриходитъ въ покой. Но малейшее разлнч]е въ отиошеиш числа колебан1Я: изменяет! Д'Ь^го. Я старался передъ лекцЕей привести эти оба камертона въ такое еоглас!е между собой, какое только было возможно; н поэтому мы получили такое малое пзм'Ьнен1е формы фигуры. Но прибавляя небольшой грузъкъ ножй одного изъ камертовъ, напр. наклеивая немного воску, я нарушаю со- зву'пе и вы внднте, ка1съ фи гура медленно изм'Ьяяехся пзъ прямой лнп1ц въ наклонный эллииснсь, зат'Ьмъ переюдита въ кругъ, потомъ въ эллипсис'ь иро- тцвоположпаго иаклонен1я; адаг Л'1!с превращается въ прямую Jinniio, составляющую прямой уголъ съ первопатальной. Нако- нецъ въ обратномъ порядк'Ьче- резъ ту же сер1ю фнгуръ возвра щается къ иервоначаиьной пря мой. Иптервалъ меязду двумя посл'Ьдователыгами тожествен ными фигурами есть время, въ теченаг котораго оддиъ камертонъ оиережаетъ другой на ц'Ь- лое колебап1е. Нагрузкая камертонъ сплыгЬе, я нроизвоад бол^е быструю см^ну прямыхъ ли- nift, эллииспсовъ и круговъ. Часто блестящая кривая иредставляеть кая1ущуюся етереоскоип- ческую пластичность; такъ что намъ представляется, будто мы впдшъ твердое металличе ское коль цо, доведенное до б-Ьлаго кален1я. Поворачивая зеркало камер тона Т на некоторый уголъ, л превращаю д-Ьлый кругъ въ свф,- тящуюся спираль (фиг. 188). Тотъ же оиыт7> съ изи'Ьнешеяъ фигуръ, нронсходящнмъ всл'Ьдста1е нару- пшн1я созвуч1Я меяеду камертонами, даетъ сшраль различной ширины (фиг. 189) '•"). Мы должны сравнить теперь колебан1я двухъ камертоновъ, пзъ которыхъ одинъ коле блется вдвое скор'Ье другого, т. е. найти фигуру соответствующую соедпненш тона съ его октавой. Чтобы приготовиться къ механической части нашей задачи, мы должны снова воз вратиться къ нашему маятнпку; потому что его также -можно заставить по одному наиравле- Фиг. 187. Ф и г , 18S. Фиг. 189, *) Эта фигура cooTBtoOTByeib интервалу 15; 16. Этими фигурами я обязанъ превос ходному парижскому механику Кенигу. •Гипдпль авукъ. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy