Звук

.1а к ц I я II к I' в л я. 3 Фиг. 2. Вотъ передъ нашг стоять пять мальчпковъ а, Ъ, с, d п е (фиг. 2) радодъ, одинъ сзаз;» другого, п руки каждаго мальчика упираются въ сшшу мальчика, стоящаго передъ нилъ; <3 начпнаетъ собою рядъ, а а окаичпваетъ его сзади. Я быстро толкаю а, а, тодкаетъ Ь н снова прпнимаетъ прямое положен1е, b толкаеп с, ^ ^ с тол1{аетъ d, d толкаетъ е, каждый мальчпкъ, яере- даинп двпжеи1е толчка, самт. прпнимаетъ прямое по- ложен!е; е, передъ которыиъ не стоптч, никто, падаетъ впередъ. Если бы опъ стоялъ на краю пропастп, то свалился бы въ нее; если бы стоялъ, касаясь окна, то разбнлъ бы стекло, а если бы онъ стоялъ подл']! барабана, то ударилъ бы въ него. Мы могли бы та- кииъ образолъ передать толчекъ черезч> рядъ пзъ ста мальчпковъ такъ, однако, что при этозгъ кажднй отдельный мальчпкъ только покачнулся бы впередъ п назадъ. Тпкнмъ же образомъ мы пере- даемъ и звукъ черезъ воздухъ п потрясаомъ барабаиъ далеко отсто!!щаго ysa, меяеду тЬмъ какъ калгдая отдельная частичка воздуха прн передач^ толчка дЬлаегь только небольшое качан1е. Но мы извлекли пзъ иапгего ряда мальчпковъ еще не все то, чему онъ молсетъ на­ учить насъ. Когда я толкпу а, то опч. можетъ податься иедлспно п такнмъ образоагь ме­ дленно же исредать дшглимпе своему еосЬду 1г, Ь дЬлаегь то зке самое относптельпо с, с относп- тельнп d II т. д. Такилч. образолгь днижапо будетъ перодапо по nceii лпн1п сравнительно медленно. Но а, когда я толкну его, «ожетъ спльпыиъ мускульпымъ yciwieM'b и скорымъ двп- sKenieji'b иаяад'ь быстро передать eisoe дв11же1пе Ь, п ирндти въ нокой, Ъ можетъ сделать то яге самое относительно е п т. д., и такилъ образомъ flBiniteiiie передается по всей Л11н!ц быстро. Это снлыюо мускульное папряжипо и быстрое двпжен1е назадъ аналогично т, упру­ гостью воздуха в'ь a i u i e i i i s i x t звука. Вч. звуковой волп-Ь слой воздуха, когда его толкнутч. къ сос'Ьдиему съ нимъ слою, отдаетъ свое fliuracenie я возвраищотся иазадч> въ сплу своей упругости, II ч'Ьнъ быстр'Ье эта отдача и возвраще1пе, или, друнвш словами, ч'1!мъ больше упругость воздуха, т1шъ бо-чьте скорость звука. Весьма поучптелышй споообч, наглидиаго пзображеи1я pacnpocTpaneuin звуковой волны даегь аппаратъ, изображенный на (fmr. 3 и ирндуианнын мопиъ асепетеитомъ Котролеиъ. Он'ь соетоитъ пзъ ряда деревянныхъ гааровъ, отд'Ьлеиныхъ одинъ оть . другого снпральиыли пружинами. Когда мы толкиемъ кнопку А, то палочка, прпкр'Ьнлеппая къ пей, ударить первый шарт. В и сообщить ему двнягеш'е, которое онъ передастъ С, а отъ С д)!щксп!е перендет'ь къ Е, н такъ далФе черезъ весь рлдч. шаронъ. Когда движен1е до1"1дотъ до Д то конечный шаръ ударнтъ БЪ деревянную стопку пли въ колокольчпкъ, если бы мы цом'ктилн его зд'кь. Въ зтомъ аппарат]з упругость воздуха представлена упругостью прулспнъ. Волну можно получить довольно медлеппую, такъ что получается воз.110жность следить за ней глазами. Научное BOcnnTanie можетъ научить пасъ впдЬть въ природ-Ь н невидимое такъ же хо­ рошо, какъ впднмоо, созерцать умстнеппылъ взоромъ rti процессы, которые вподн'Ь не­ доступны T'liлесному взору. Переходя къ нашему предмету, мы должны составить ееб4 опредЬ- лсниое noHflTie о звуковой волн'Ь. Мы должиы внд'Ьть умствеинымъ взоромъ, какч. частнщн Фнг. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy