Основы неорганической химии
Y a не какъ электрическое. Хотя исторически оно связано съ учен1вмъ объ электричества, однако его значен1е для хим1и зиждется на томъ, что оно выражаетъ химический фактъ имдивидуальныхъ реакцш состав- ныхъ частей солей, и въ такомъ смысла я развивалъ это понят1б. Элек- тролитичесме фактыизаконъ Ф а р а д е я служатъ въ дальн^йшемъ для бол^е широкаго и болЬе глубокаго уяснен1я понят1я, пр1обрЬтеннаго химическимъ путемъ. Я думаю, что такой путь для введен1я относя щихся сюда воззр^нш пригоденъ и на самой элементарной ступени химическаго обучен1я, такъ какъ онъ не предъявляетъ слишкомъ ши- рокихъ требован1й къ учащимся. При этомъ я пе могу, разумеется, не высказать своего уб^жде- в1я. что степень требовашй, предъявляемыхъ къ умственпой работа изучающаго химш, должна быть повышена сравпительно съ прежней. По Mtpi того, какъ хим1я развивается изъ описательной науки въ ра- ц1ональную, она ставитъ болЬе высок1е запросы къ умственной п аб страктной способности своихъ учениковъ. Въ этомъ OTHcnienin она все болЬе и бол4е приближается къ физпкЬ. Такъ какъ это—большей частью студенты, изучающ1е одновременно и физику п хим1ю, то ту же мысли тельную деятельность, которая считается по силамъ для изучающаго физику, необходимо требовать и для химш. Не могу скрыть, что меня всегда ужасно раздражало столь часто обнаруживаемое въ элементар- яыхъ учебникахъ хим1и сознательное приспоооблеп1е къ низшей интеллек туальной ступени сравнительно съ учебниками физики и математики, предназначаемыми для одного и того же пер1ода обучен1я, и легко складывающееся у молодыхъ физиковъ предотавлен1е, что будто бы хим1я является наукой низшаго ранга, несомненно, въ значительной v t p t имФеть своимъ источникомъ указанное обстоятельство. Тавимъ образомъ, если современная хим1я ставитъ ббльш1я тре- бован1я относительно умственнаго иыщлен1Я, то, съ другой стороны, она представляетъ ббльшую легкость въ смысле усвоен)я матер1ала при помощи простой памяти. Возрастающее научное значеп1в и выясн0н1е частныхъ химвческихъ фактовъ въ значительной степени облегчаетъ ихъ запоминан1в и применен1е, а вместе съ темъ обезпечиваетъ песрав- ненво гораздо большее умственное наслажден1е, чемъ могло его до ставить нзучен1е старой, въ сущности, описательной, хим1и. На осно- ваши многолетвяго опыта, пр1обретеннаго при обучен1и въ дабораторш, я, думаю, могу сказать утвердительно, что именно для учениковъ, ода- ренныхъ некоторою склонностью къ самостоятельному мышлен1ю, изу- чен1е хим1и, благодаря ея изложению въ современномъ направленш, делается более живымъ. Следовало бы сказать еще несколько словъ 6 тоиъ, что предла гаемое руководство является руководствомъ чистой хим1и. На смежный науки и искусства обращалось вниман1е лишь постольку, поскольку при этомъ затрогивалйсь химичесте вопросы. Прежде всего это отно сится къ химической технолопи, а также къ медицине, сельскому хо зяйству, народному хозяйству и х. д. Я не ощущалъ и не признаю необходимости сдабривать „самъ по себе сухой" химическ1й матер1алъ посторонними предмету снадобьями. Матер1алъ остается сухимъ лишь до техъ поръ, пока ограничивается перечислен1емъ свойствъ и собра- н1емъ рецептовъ приготовлен1я. Съ того момента, какъ онъ обрабо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy