Основы неорганической химии

1У Поэтому я далекъ отъ мысли считать сделанный мною опытъ за един­ ственно В08М0ЖНЫЙ н допускаю очень много дртгихъ путей, приводя- щнхъ къ той же самой ц^лн. Однако мнЬ казалось, что стоить труда показать вообще возможность такого порядка изложен1я. Учебннкъ, преслЬдующ1Й въ указанной форм4 реформаторсше' планы, естественно, предназначается для двойного круга читателей, уча- щихъ и учащихся, и по этой причин^ должеиъ выполнять двойную задачу, что не мало затрудняло работу. Въ сомнптельныхъ слтчаяхъ я всегда ставилъ на первое MtCTO потребности учащихся и, благодаря этому, вдавался въ нЬкоторня под­ робности нзложен1я, которыя были бы излишними, если бы я писалъ исключительно для учащихъ. Если посл4днимъ приходится восприни­ мать кое что „само собой понятное", то отсюда, съ другой стороны, для нихъ получается нЬкотррое удобство, такъ какъ они находятъ матер1алъ уже въ готовой формЬ и должны давать въ немъ лишь нЬко- торыя измЬвен1я, соотв^Ьтственпо личнымъ взглядамъ, вместо того, что­ бы самимъ заниматься новой обработкой матер1ала для свопхъ слу­ шателей. По отношенш къ учащимся я чувствовалъ себя обязаннымъ строго держаться основной мысли—давать имъ виолн4 систематизированный матер1алъ, который излагался бы въ такомъ порядкЬ, что пояиман!е новаго предполагаетъ лишь знан1е предыдущаго, но ве посл'Ьдующаго. Для облегчен1я при первоначальномъ изучен1и i t объяснен1я, которыя сначала можно пропустить въ виду ихъ болЪе отдаленнаго содержан1я пли въ виду ихъ трудности, отмечены скобками. ВездЬ я поставилъ ce6i за правило приводить общ1я разъяснен1я только тогда, когда въ вид^Ь какихъ либо наглядныхъ фактовъ представлялся примЬръ, къ которому можно было приложить таия разъяонен1я. При этомъ я не боялся по нескольку разъ возвращаться къ одному и тому же случаю, разъ только MHi казалось, что полный разборъ его ведетъ слишкомъ далеко въ томъ мЪстЬ, гд4 онъ въ первый разъ былъ затронуть. НадЬюсь, что это парушен1е строгой систематичности, обусловливаемое такимъ npie- - момъ, бол4е ч^Ьмъ компенсируется именно для начинающаго, такъ какъ обезпечиваетъ лучшее знакомство съ предметомъ. Для выполпен1я задачи создать рац1ональный химическш учебникъ оказался д'Ьлесообразнымъ пр1еыъ, которымъ, какъ между прочимъ вы­ яснилось, систематически пользовался недавно yMepmifl велик11"> мастеръ химическаго изсл^дован1я и преподаван1я Р о б е р т ъ Б у н з е н ъ . Онъ состоитъ въ томъ, что послЬ установлен)я основныхъ химическихъ поняпи. но до начала систематическаго описан1я веществъ и ихъ пре- вращен1й, дается кратюй очеркъ т^хъ хи.мическихъ отиошев1й, которыя знакомы каждому изъ повседневной жизни. Этотъ очеркъ целесообразно связывается съ п0Бят1емъ о химическихъ элементахъ. Такъ какъ для этого понят1я сейчаеъ же пр1обр^тается наглядное содержание, то въ дальн^ншемъ получается то преимущество, что при очень часто явля­ ющейся необходимости указывать вещества, которыя въ систем^ трак­ туются лишь поздн'Ье, можно ссылаться на раньше сказанное. Съ особенной тщательностью я относился къ выясненхю понятая о ioitaxb. Быть можетъ недостаточно обращается вниман1я на то, что .можно и даже необходимо вводить это поняие, какъ чисто химическое,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy