Начатки механики

38 НАЧАТКИ МЕХАНИКИ. IlepoMtinenie изъ Б въ G соответствует!:, по продольному цапраилешю, листа 33 километрамъ пройденнаго пути, а тю поперечному направленш 25 минутамъ времени, употрвблен- наго на прохожден1е этого пути. Средняя скорость за этотъ промежуток'!, времени будетъ, значитъ, равняться 79 кило­ метрамъ въ часъ. Если мы захотпмъ вычислить среднюю скорость въ про- межуисЬ времени, соотв'Ьтствующемъ части нашей нагляд­ н о ! лиши, лелгащеп между Н и Е, то пайдемъ ее равной пулю, потому что ио'Ьздъ за это время, не смотря на всЬ свои маневрнровашя, въ конц'Ь концовъ, не ушелъ съ м^ста. Такой, на первый взглядъ противор'Ьчащ1ы д-Ьиствительности, результатъ вычислешя получаетъ смыслъ, если согласиться считать отрицательной скорость движен1Я въ части пути, соответствующей части наглядной линш, • лежащей между Н и J. До этой части пути, нашъ самозаписыва10111;1й при- боръ ирисчитывалъ, въ этой же части пути началъ д'Ьлать вычеты, сталъ какъ бы сбрасывать со счета. Разумеется, по- нят10 объ отрицательной скорости им'Ьетъ совершенно особы!! смыслъ. Если бы въ промежутке, соотв'Ьтствующемъ части лиши, лежащей между Н и J, ио'Ьздъ пришелъ въ столкно- веше съ стоящими па станцш вагонами, пассажиры иашли бы скорость даже очень положительной; зд'Ьсь заключается н'Ькоторая тонкость, на которую мы пока лишь указываемъ I которая выяснится позже. Если бы мы захот'Ьли съ нЬко- торой точностью опред'Ьлить скорость движен1я для дан- наго момента, то могли бы взять дв'Ь точки нашей нагляд­ ной кривой, достаточно близко отстоящ1я другъ отъ друга; но, для совершенно точнаго определеи^я, намъ надобно, было бы пойти до конца и взять совпадающ1я точки. Ско­ рость оиредЬлится тогда величиной наклона касательной къ кривой, проведенной черезъ нЬкоторую точку, соотв'Ьт- ствующую тому моменту, для котораго мы опред'бляемъ ско­ рость. Такимъ образомъ, внимательно разсматривая^ нашу ли- н1ю, наглядно изображающую движеше по'Ьзда, мы могли од'блать по ней заключеп1е не только о пройденныхъ по'Ьз- домъ разстояп!яхъ,—единственно, что эта лишя указываешь непосредственно — но также и о скоростяхъ, достигнутыхъ на отд'Ьльныхъ частяхъ пути,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy