Начатки механики

ЦВИЖВМЕ. 35 Для получен1я подобной наглядной линги достаточно устано­ вить на паровоз^ аппаратъ, построенный на сл'Ьдующих'ь основатяхъ. сами и мы налетвмъ, что есть силы, наснинку вагонной скамейки, иди едержимъ свое ДЕШ1!ен1е, съ помощью остановившагося пола вагона, пользуясь этпмъ поломъ, какъ тормазящей поверхностью. Подошвы аа- шнхъ погъ явятся тВмъ, является поверхность колеса, при ваторма- :киван1и его тормазной колодкой, а цолъ зам'Ьнпть намъ тормазящую поверхность тормазной колодки. Силой же, которая иажиетъ поверхность пола па поверхность нашихъ подошвъ, явится пашъ вЬсъ. Если бы н и полъ, нп даже трея1е о воздухъ (сопротивле111е воздуха) не заториазидп нашего движва1я, мы продолжали бы лет'Ьть по иаправлеп110, въ кото- ромъ двигался по'Ьздъ въ яачальный моментъ остановки и со скоростью, съ которою по'Вздъ двигался нъ этотъ начальный моиентъ. Положимъ, однако, что скамейка сдержала наше падеп'1е, но зато мы, какъ разъ в ъ начальный моментъ остаповкп, уроппли иалепыпй, тяжелый предметъ, зам'Втнвши очень хорошо то м'Ьсто, съ котораго мы его уронндп. Тогда какъ по'Ьздъ внезапно остаповплся, падагощШ предметъ будетъ про­ должать двш'аться нперед'ь, по направлеи1го и со скоростью движе- н1п по'Ьзда, бывнпит въ начальный моментъ оотановпи. Одновременно г,ъ этимъ дви1кеи1е51Ъ, предметъ будетъ падать н скорость его паде- iiiii будетъ непрерывно возрастать. Однако, еслп мы Оуде.мъ зяать высоту, съ которой упалъ на полъ вагона выроненный предметъ, то мы (какъ это будетъ показано позже) будемъ въ cocTOiinin съ громадной точностью опред'Ьлить время, въ течвн1е котораго оиъ падалъ. Еслп предметъ, падая, сД 'Ьлалъ чуть зам'Ьтное углублопьпце на иолу, то мы можемъ, зная агЬсто, съ котораго онъ упалъ, н м-йсто, куда онъ упалъ. узнать: какое разстоян1е по нащщолстю ()ви.жетя по'Ьзда прошелъ пред­ метъ, начиная съ начальпаго мо.мепта своего падеии! (н, сл'Ьдовп- тельно, и сч> начальпаго момента остановки ноЪзда) до ггача-тьнаго аю- мента npHitocnonenia къ полу. Начиная съ начаяьнаг» момента своего саиоотоятельнаго двп;1;ен1я но нанравлепио двп:квн1я но-Ьзда, предметъ, если не считаться съ пичтоагаыыъ сопротивлен1емъ (торма5кеп1емъ). которое оказывает!, его движенхю воздухъ, движется съ равном-ЬрноН скоростью; следовательно, зная, въ какую долю секунды онъ совернгилъ свое самостоятельное движвн1е, по направлению двп1кеп!я по'Ьзда н sna.'i пройдвчниоб при атомъ нродметомъ по направлению движеп1н пО 'Ьзда разстояц!е пути, мы зюжемъ определить oKopocTi. двин;бгг1я предмета въ 1 секунду и сказать, что скорость для начадьнаго момента остаповкп была столь1{о-то футов'ь нъ секунду^ хотя но'йадъ не пюлько одной се­ кунды, но unuftwuii еп мал'Вйшей части ке про1пе.лъ съ этой скоростью. Такпмъ образомъ, мы ииди.мъ , что скорость для даинаго момента есть н'Ьчто совиртепно отличное отъ скорости длн даннаго промея!утка вре­ мени, какнмъ бг>1 певообразпмо мальшъ пи бьыъ взптый щюмежцтокъ времени. Моментъ времени это то, что называютъ точкой на лтни в ъ гео.четр1н; это—граница, равд'Ьлпющая два промежутка времени, по сама не им'Ьющая совершенно никакого 11ротижон1я. На ,^)быкповевныхъ ча- сахъ моменты отм-Ьчены минутными п секундными черточками. Еслп бы 3 »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy