Начатки механики

232 НАЧАТКИ МЕХАНИКИ. Мысли и соображешя. Сообщается ли fltflciBle силы вещеохвенной точк'Ь момептальпо, или же, для того, чтобы сила произвела д'Ьйств1е, необходимъ л'Ь- который, очень коротшй промелсутокъ времени? Долгов время ста- Бплся Бопросъ: какое изъ этихъ двухъ пололсенИ, принимаемыхъ за безусловныя кстпны, должно быть принято въ механиггЬ. Если CMOTptTb на механику какъ па искусственную науку, отъ которой требуется лишь логичность, т. е. правильность умствен- ныхъ nocTpoeHift, то къ общему числу истинъ, на которыхъ по­ строена механика, можно было бы нрисоедиипть, произвольно, или первое или второе пзъ указанныхъ положенШ; при этомъ, им'Ёли бы равное право на существовап1е дв'Ь различиыя меха­ ники. Но если считать исханяку естественной паукой, то въ ней не молсетъ быть м^ста бсзусловнымъ истинамъ; втз ней должны ограничиваться Т'ЁМП положеи1ямп, которыя черпаются изъ на- блюдаемыхъ фактовъ. Истина устудаетъ зд'Ьсь м'Ьсто наибольшей вероятности или достов'Ьрности, Мы знаемъ, что ударъ часто заканчивается, произведя всЬ своп м'Ьстныя дЪйств1я, въ течен1е одной десяти тысячной части секунды; къ концу одной сто тысячной части секунды, съ того момента, въ который поверхности соударяемыхъ гЬлъ вошли в ъ conpiiKOCHOBeHie, работа сплъ уже находится въ ходу. Въ записп- ыости отъ того; будутъ ли считать конечнымъ пли безконечко малыыъ промежутокт? времени, равный одной стотысячной части секунды, или какой бы то ни было еще меньшШ промелсутокъ вре­ мени, къ концу котораго проявляется д'Мствхе усип1я—одни при­ соединятся ко второму пзъ пышеизложенныхъ положеи1й, дру- rie — къ первому. Зам'Ьтимъ, однако, что вышесказанное нами преднолагаетъ, что ыы им-Ьемть возмол{иооть опред-Ьпить начальный моментъ со- приЕ0сн0ввн1я соударяющихся Т'ЁЛЪ , предшествующей самому удару. Что касается до передачи усил1я внутри т-Ьла, то мы знаемъ, что передача совершается, относительно, медленно, и скорость, съ которой передается усил1е выражается н'Ьсколькимп гектометрами или н'Ёсколькими километрами въ секунду. Необходимо знать эти и мпог1в друг1в факты, обнаруживаемые при оны;тахъ, чтобы ясно понимать смыслъ принциповъ настоящей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy