Начатки механики
УДЛРЪ. 189 заставляет!, вагонетки разойтись въ противоположиыя сто роны, вагонетки не отскочили бы одна отъ другой, если бы возвышешя, на которыя он'Ь поднялись, внезапно провали лись въ тотъ моиеитъ, когда вагонетки достигли выс- шнхъ точекъ своего нодъема. Но ми молсемъ представить себ'Ь друпе случаи: мы молсемъ предположить, что ирулсина, слсатая сильнее, 4iMb она можетъ выдержать, разжимается посл'Ь такого сжат1я уже не такъ, какъ раньше; или—что склоны, но которымъ подымаются вагонетки, будутъ ионн- лсены на возвратномъ пути; или же, наконецъ, что ваго нетки подымаются не ио рельсамъ, а по вязкой дорогЬ. Тогда oni будутъ, при своемъ Бозвращети, под вергаться въ калсдомъ Mterfe пути движущимъ уеил1ямъ, пе равнымъ по напряженности т'Ьмъ, ко торыя, въ т4хъ же м'Ь- стахъ, замедляли двиисе- Hie во время ихъ сблн- ясеи1я; он'Ь покинутъ ска ты не съ тою скоростью, съ какою он4 начали на нихъ подыматься; па своемъ пути он4 н4что утратятъ. Разсмотримъ, сначала, дв'Ь одинаковыя вагоиеткп; но npi- обр'Ьтенныя нами !шан1я позволяютъ иамъ paacMOTpiTb, вместо вагонетокъ, два шара, массы которыхъ равны и которые встре чаются съ равными по велнчин'Ь и прямо противополож ными по паправлешямъ скоростями. Кривыми лин1ями, раз- стоян1я точекъ которыхъ до лин1и АС изобразятъ намъ ве личины усилШ, fttficTByrouuixb па шары, въ каждый изъ моментовъ ихъ сблилсен1я, являются лин1п АВ и и CD (рис. 42); такими лге липшмп для обратнат'о пути взаимно оттолк нувшихся шаровъ являются лннш BE п DF. Количество ра боты, совершающейся при сближен1и, будетъ изобралсепо ве личинами площадей АВР и CDQ; а при расхолсден1и—пло щадями ВЕР и DFQ. Следовательно, часть работы будетъ утрачена, и эта часть будетъ численно равна илощадямъ ABE и CDF; шары будутъ расходиться толсе одинаково, но со скоростью, меньшею той, съ какою опи сближались. Рнс. 42. При неупруго-мъ удар-fe усил1я при расхожден1и слаО'Ье, ч^Ьмь при сбли- meiiin.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy