Начатки механики

УДЛРЪ. 189 заставляет!, вагонетки разойтись въ противоположиыя сто­ роны, вагонетки не отскочили бы одна отъ другой, если бы возвышешя, на которыя он'Ь поднялись, внезапно провали­ лись въ тотъ моиеитъ, когда вагонетки достигли выс- шнхъ точекъ своего нодъема. Но ми молсемъ представить себ'Ь друпе случаи: мы молсемъ предположить, что ирулсина, слсатая сильнее, 4iMb она можетъ выдержать, разжимается посл'Ь такого сжат1я уже не такъ, какъ раньше; или—что склоны, но которымъ подымаются вагонетки, будутъ ионн- лсены на возвратномъ пути; или же, наконецъ, что ваго­ нетки подымаются не ио рельсамъ, а по вязкой дорогЬ. Тогда oni будутъ, при своемъ Бозвращети, под­ вергаться въ калсдомъ Mterfe пути движущимъ уеил1ямъ, пе равнымъ по напряженности т'Ьмъ, ко­ торыя, въ т4хъ же м'Ь- стахъ, замедляли двиисе- Hie во время ихъ сблн- ясеи1я; он'Ь покинутъ ска­ ты не съ тою скоростью, съ какою он4 начали на нихъ подыматься; па своемъ пути он4 н4что утратятъ. Разсмотримъ, сначала, дв'Ь одинаковыя вагоиеткп; но npi- обр'Ьтенныя нами !шан1я позволяютъ иамъ paacMOTpiTb, вместо вагонетокъ, два шара, массы которыхъ равны и которые встре­ чаются съ равными по велнчин'Ь и прямо противополож­ ными по паправлешямъ скоростями. Кривыми лин1ями, раз- стоян1я точекъ которыхъ до лин1и АС изобразятъ намъ ве­ личины усилШ, fttficTByrouuixb па шары, въ каждый изъ моментовъ ихъ сблилсен1я, являются лин1п АВ и и CD (рис. 42); такими лге липшмп для обратнат'о пути взаимно оттолк­ нувшихся шаровъ являются лннш BE п DF. Количество ра­ боты, совершающейся при сближен1и, будетъ изобралсепо ве­ личинами площадей АВР и CDQ; а при расхолсден1и—пло­ щадями ВЕР и DFQ. Следовательно, часть работы будетъ утрачена, и эта часть будетъ численно равна илощадямъ ABE и CDF; шары будутъ расходиться толсе одинаково, но со скоростью, меньшею той, съ какою опи сближались. Рнс. 42. При неупруго-мъ удар-fe усил1я при расхожден1и слаО'Ье, ч^Ьмь при сбли- meiiin.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy