Нормирование точности геометрических параметров гладких цилиндрических, конических, плоских элементов деталей и их соединений

15 Самыми распространёнными из посадок с зазором являются посадки типа H/h, установленные в 4-12 квалитетах. Эти посадки называют «скользящими». Они самые плотные из свободных посадок {Smm ^ 0)- Посадки H/h широко используют для центрирования легкоразъёмных неподвижных соединений. При средних зазорах они пригодны и для подвижных соединений, работающих при малых скоростях. Посадки H5/h4 и H6/h5 применяются при особо точном центрировании и в общем машиностроении используются редко. Посадка Hl/h6 - предпочтительная по ГОСТ 25347-82 широко распространённая чаще применяется в неподвижных соединениях при высокой точности центрирования (зубчатые колёса на валах металлообрабатывающих станков, фрикционные муфты,...). Иногда эту посадку применяют для подвижных соединений с коротким рабочим ходом. Посадка H^/hl также предпочтительная, имеет такое же назначение, но с более широкими допусками. Посадки Н9/Ш, H\0/h9, Hl2/hl2 предназначены для неподвижных и подвижных соединений меньшей точности. Посадка HI/g6 относится к так называемым посадкам «движения». Она является предпочтительной и широко применяется для точных, в основном, подвижных соединений (шпиндели точных станков и делительных головок, зубчатые колёса на валах коробок передач, сменные кондукторные втулки,...). Несколько большие зазоры обеспечивает посадка Hl/fl, являющаяся также предпочтительной. Эта посадка относится к категории «ходовых» посадок и применяется для подвижных соединений высокого качества (подшипники скольжения для лёгких и средних машин, вращающиеся и перемещающиеся зубчатые колёса, муфты, ...). Предпочтительные посадки Н1/е^ («лёгкоходовая») и 778/^8, H9/d9 («широкоходовые») имеют большие зазоры и рекомендуются, в основном, для подвижных соединений меньшей точности. Переходные посадки предназначены для неподвижных разъёмных соединений деталей при хорошем центрировании. Для переходных посадок характерно получение как натягов, так и зазоров. Патяги получаются небольшими и недостаточными для передачи крутящих моментов. Поэтому неподвижность соединения с переходной посадкой обеспечивается применением шпонок, штифтов, винтов. Переходные посадки установлены в относительно точных квалитетах: отверстия - 5-8, валы - 4-7. Валы в переходных посадках выполняют на один квалитет точнее отверстий. В предпочтительных посадках Hl/js6, Н1/к6, Н1/п6 по порядку увеличивается вероятность получения натягов, посадка становится более плотной и напряжённой. Эти посадки применяются, например, для установки на валах зубчатых колёс, муфт, подшипников качения, шкивов, звёздочек, кондукторных втулок в корпусах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy