Магнитный поток и его действия. Физическое объяснение динамо-машин, трансформаторов и электромоторов с обыкновенным и вращающимся магнитным полем

86 ЛЕКЩЯ 4 - я . ствующаго магнитнаго потока для каждаго такого момента. Сд'Ь- лавъ подобное построенхе, мы и увидим-ь, что сила paBHOAM- ствующаго магнитнаго потока во все время остается одна и таже, направлен1е ж е его непрерывно изменяется. Эта перем'Ьна в ъ на- правлен1И магнитнаго потока происходить равном'Ьрно и полный оборотъ магнитный' потокъ совершаетъ в ъ течен1е времени одного полнаго изм'4нен1я тока. Такимъ-то образомъ при помощи системы двухфазныхъ пере- мпнныхъ токовъ, проходящихъ по двумъ взаимно перпендикуляр­ ным-» своими плоскостями системамъ оборотовъ проволокъ, въ про­ странства внутри этихъ оборотов создается равнолтрное вра­ щающееся мштиппое поле. Подобное ж е поле образуется между полюсами двухъ крестъ на крестъ пом^^щенныхъ одинаковыхъ подковообразныхъ электромагиитовъ, когда по обмоткамъ ихъ проходить перейденные токи, отлича1ощ1еся др у г ъ отъ д р у г а на '/4 своего пер1ода5 т. е. применяется система двухфазныхъ перем^н- ныхъ токовъ. Въпоследнемъ случай лишь напряжен1е создающагося магнитнаго поля получается много больше, ч^мъ в ъ первомъ . Все сказанное мною о вращающемся магнитномъ пол']5 я могу иллюстрировать на маленькой модели двигателя (рис. 3 9 ) . Дв а вертикальные подковообразные электромагнита поставлены на крестъ и составляютъ прямой уголъ между собою. М е ж д у кон­ цами этихъ электромагиитовъ помещается подвижной ( о к о л о вер­ тикальной оси) якорь. Якорь состоитъ изъ трехъ ж е л е з ны х ъ кружковъ, отделенныхъ другъ отъ друга бумагою, и о к р уже н - ныхъ несколькими системами оборотовъ медной проволоки. Въ каждой такой системе—три оборота и концы^ проволоки спаены дру гъ съ другомъ. Вс е системы оборотовъ, окружающая железные к р у ж к и , со­ ставляютъ одинъ и тотъ ж е уголъ между собою. О т ъ ручной магнитоэлектрической машины Грамма при употреблен1и в ъ ней особаго, спецгальио для данной цели сделаннаго кольца, полу­ чаются два переменныхъ тока, по фа з е отличающхеся н а 90®. Я пропускаю эти токи по обмоткамъ двухъ электромагиитовъ — якорь модели двигателя тотчасъ приходить въ. движен1е. Обра­ щаю вниманхе на быстроту, съ какою изменяется, н а п р а в л е т е вращешя якоря, лишь только при посредстве кошмутатора изме­ няется соединеи1е зажимовъ ,на концахъ обмотки одного элек.тро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy