Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

ПИСЬМА БЕЗ АДРЕСА 3 Теперь, когда мы имеем некоторое предварительное определение искусства, мне необходимо выяснить ту точку зрения, с которой я смотрю «а него. Тут я скажу без обиняков, что я смотрю на искусство, как и на все общественные явления, с точки зрения материалистического пони­ мания истории. Что такое материалистическое понимание истории? Известно, что в математике существует способ д о к а з а т е л ь ­ с т в а о т п р о т и в н о г о . Я прибегну здесь к способу, который жожно назвать с п о с о б о м о б ' я с н е н и я о т п р о т и в н о г о . Именно, я напомню сначала, в чем заключается и д е а л и с т и ч е с к о е пони­ мание истории, а затем покажу, чем отличается от него противополож­ ное ему м а т е р и а л и с т и ч е с к о е понимание того же предмета. Идеалистическое понимание истории, юятое в своем чистом виде, заключается в том убеждении, что развитие мысли и знаний есть по­ следняя и самая отдаленная причина исторического движения челове­ чества. Этот взгляд целиком господствовал в :вос € мнадцатом столетии, откуда он перешел в девятнадцатый век. Его еще крепко держались Сен- Симон и Опост Конт, хотя их взгляды в некоторых отношениях соста­ вляют прямую противоположность взглядам философов предшествую­ щего столетия. Сен-Симон задается, например, вопросом о том — как возникла общественная организация греков'). И он так отвечает на этот вопрос: «религиозная система (1е systfeme rSligieux) послужила у них основанием политической системы... Эта последняя была создана по образцу первой». А в доказательство он ссылается на тот факт, что Олимп феков был «республиканским собранием» и что конституции всех народов Греции, как бы ни отличались они одна от другой, имели ту общую черту, что все они были республиканскими ^). Но это еще не все. Религиозная система, лежавшая в основе политической системы греков, сама вытекала, по мнению Сен-Симона, из совокупности их н а у ч ны х понятий, из их н а у ч н о й с и с т е мы мира. Научные понятия треков являлись, таким образом, самым глубоким основанием их обще­ ственного быта, а развитие этих понятий—главнейшей пружиной исто­ рического развития этого быта, главнейшей причиной, обусловливавшей •исторические смены одних форм другими. 1) Греция имела в глазах Сен-Симона особенное значение, потому что, по его мнению, «c'est chez les Grecs que Tesprit humain a commence a s'occuper serieuse- TTient de I'organisation sociale». 2) CM. его Memoire sur la science de Thomme. 1*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy