Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

2 ПЛЕХАНОВ ТОЛЬКО ДЛЯ выражения их мыслей, но т а к ж е и для выражения их чувств. Доказательство; п о э з и я , органом которой служит именно с л о в о . Сам гр. Толстой гоюрит: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, по­ средством движений, линий, красок, образов, выраженных словами, пере­ дать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность 'искуЛ;тва» ^). Уже отсюда видно, что нельзя рас­ сматривать слово, как особый, отличный от искусства, способ общения между людьми. Неверно также и то, что искусство выражает т о л ь к о чувства людей. Нет, оно выражает и чувства их, и мысли, но выражает н е о т в л е ч е н н о , а в жи в ы х о б р а з а х . И в этом заключается его самая главная отличительная черта. По мнению гр. Толстого, «искусство начинается тогда, когда человек, с цел>ю передать другим людям испы­ танное им чувство, снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» ^). Я же думаю, что искусство начинается тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, иопытаяиые им под влиянием окружающей его действительности, и п р и д а е т им и з в е с т н о е о б р а з н о е выр аж е ни е . Само собою разумеется, что в огромнейшем большинстве случаев он делает это с целью передать передуманное и перечувствованное им д р у г им людям. Искусство есть о б щ е с т в е н н о е явление. Указанными мною поправками исчерпывается пока то, что мне хо­ телось бы изменить в определении искусства, даваемом ф. Толстым. Но я попрошу вас, милостивый государь, заметить еще следующую мысль автора «В о й н ы и мира»: «Всегда, во всякое время и во всяком человеческом обществе^ есть общее всем людям этого общества религиозное сознание того, что дурно и что хорошо, и это-то религиозное сознание и определяет достоинство чувств, передаваемых искусством» '). Наше исследование должно показать нам, между прочим, насколько справедлива эта мысль, которая во всяком случае заслуживает величай­ шего внимания, потому что она вплотную подводит нас к вопросу о ро ли и с к у с с т в а в и с т о р и и р а з в и т и я ч е л о в е . ч е с т в а . ') Сочинения гр. Толстого. Произведения самых последних^лет. Москва 1898 г., стр. 78. 2) Ibid., стр. 77. 3) \bid., стр. 85.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy