Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература
Письма без адреса Письмо первое Милостивый государь! У нас с вами речь пойдет об искусстве. Но во всяком сколько-ни- будь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго о'пределенной терминолоти. Поэтому мы прежде всего должны сказать, какое именно понятие мы связываем со словом и с- к у с с т в о. с друшй стороны, несомненно, что сколько-нибудь удовле- пворительное определение предмета может являться лишь в результате его исследования. Выходит, что нам надо определить то, чего определить мы еще не в состоянии. Как же выйти из этого противоречия? Я думаю, что из него можно выйти вот как: я остановлюсь пока на каком-нибудь временном определении, а потом стану дополнять и поправлять его по мере того, как вопрос будет выясняться исследованием. На каком же определении мне пока остановиться? Лее Толстой в своей книге «Что т а к о е ис к у с с т в о ? » при водит множество, как ему кажется, противоречащих одно другому опре делений искусства и все их находит неудовлетворительными. На самом деле, приводимые им определения далеко не так отстоят одно от другого и далеко не так ошибочны, как это ему кажется. Но допустим, что все они действительно очень плохи, и посмотрим, нельзя ли нам будет при нять его собственное определение искусства. «Искусство,—говорит он,—есть одно из средств общения людей между собою... Особенность же этого общения, отличающая его от об щения посредством слова, состоит в том, что словом один человек пре дает другому свои ,\1 ы с л и (курсив мой), искусством же люди передают друг другу свои ч у в с т в а » (курсив опять мой). Я, с своей стороны, замечу пока только одно. По мнению ф. Толстого, искусство выражает ч у в с т в а людей, слово же выражает их мысли. Это неверно. Слово служит людям не Сочинения. Т. XIV 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy