Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

Письма без адреса Письмо первое Милостивый государь! У нас с вами речь пойдет об искусстве. Но во всяком сколько-ни- будь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго о'пределенной терминолоти. Поэтому мы прежде всего должны сказать, какое именно понятие мы связываем со словом и с- к у с с т в о. с друшй стороны, несомненно, что сколько-нибудь удовле- пворительное определение предмета может являться лишь в результате его исследования. Выходит, что нам надо определить то, чего определить мы еще не в состоянии. Как же выйти из этого противоречия? Я думаю, что из него можно выйти вот как: я остановлюсь пока на каком-нибудь временном определении, а потом стану дополнять и поправлять его по мере того, как вопрос будет выясняться исследованием. На каком же определении мне пока остановиться? Лее Толстой в своей книге «Что т а к о е ис к у с с т в о ? » при­ водит множество, как ему кажется, противоречащих одно другому опре­ делений искусства и все их находит неудовлетворительными. На самом деле, приводимые им определения далеко не так отстоят одно от другого и далеко не так ошибочны, как это ему кажется. Но допустим, что все они действительно очень плохи, и посмотрим, нельзя ли нам будет при­ нять его собственное определение искусства. «Искусство,—говорит он,—есть одно из средств общения людей между собою... Особенность же этого общения, отличающая его от об­ щения посредством слова, состоит в том, что словом один человек пре­ дает другому свои ,\1 ы с л и (курсив мой), искусством же люди передают друг другу свои ч у в с т в а » (курсив опять мой). Я, с своей стороны, замечу пока только одно. По мнению ф. Толстого, искусство выражает ч у в с т в а людей, слово же выражает их мысли. Это неверно. Слово служит людям не Сочинения. Т. XIV 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy