Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

IV ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА. наверное, потому, что эти мысли он подробно развил в других работав» между прочим и в одной статье, помещенной в том же сборнике. Не­ многочисленные вставки., сделанные Плехаиовьш при перепечатке, за­ ключены нами в прямые скобки. Не имеющие по существу особой важ­ ности разночтения будут оговорены в дополнительном то.ме . ; • Следующие статьи — «Пролетарско1е движение и буржуазное искус­ ство» и «Французская драматическая литература и французская живо­ пись XVIII века с точки зрения социологии»—опублийованы были в московском журнале «Правда» в 1905 г. Вторая была перепечатана Плехановым во втором издании сборника «За двадцать лет» без изменений. Статья «Искусство и общественная жизнь» представляет обработку реферата, прочитанного Плехановым в ноябре 1912 г. в Париже и Льеже. Она впервые опубликована была в «Современнике» (1912 г., №№ 11 и 12, 1913 г., № 1) и вновь перепечатана в Сборнике статей Плеханова С'б искусстве, изданн0|М «Новой Москвой» в 1922 г. К сожалению, ре­ дакторы позволили себе ничем не оправдываемые и нигде не оговорен­ ные сокращения. Так, например, выпущены все полемические замечания Плеханова против А. Луначарского. Мы были вынуждены распределить статьи, изданные самим Пле­ хановым в нескольких сборниках, между различными томами. Значи­ тельная часть предисловий, написанных им для различных изданий этих сборников, не имеет самостоятельного интереса. В силу этого почти все они будут напечатаны нами в био-библиографических материалах. Исключение мы делаем для предисловия, написанного Плехановым к третьему изданию сборника «За двадцать лет», вышедшему в 1908 г. Оно скорее представляет отдельную статью и по своему содержанию тесно связано с другими статьями, вошедаими в настоящий том. Критический этюд о Генрихе Ибсене, написанный сейчас же после смерти последнего и вышедший отдельным изданием в 1906 г. (по-не­ мецки появился, как приложение к «Neue Zeit»), посвящен не только литературной характеристике знаменитого норвежского драматурга, но и выяснению типических черт такого «героя», как Стокман, и его от- отношений к «толпе». И.менно поэтому мы даем, как необходимое до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy