Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература
3 4 8 ПЛЕХАНОВ Да и что это за «примитивный материализм»? Вероятно, тот, по поводу которого Энгельс писал: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность и скупость, стремление к наживе и биржевые плутни, короче, все те гряз ные пороки, которым он сам предается втайне». Если именно это надо понимать под выражением «примитивный материализм», то, спраши вается, какие же это интеллигенты навязывают его рабочим массам? Мы затрудняемся, ответить на этот вопрос. Мы твердо знаем одно; со временные социалисты совсем не похожи на таких интеллигентов. Но мы готовы допустить,—почему же нам и не поверить г. Философову,—что в самом деле есть «внеклассовые личности», занимающиеся таким" на вязыванием. Однако если такие «внеклассовые личности» и существуют, то о них не стоит говорить: это, очевидно, пустые болтуны, решительно неспособные ни на что дельное. Г. Философов, как это по всему видно^ не имеет ни малейшего понятия о материализме. Несмотря на это.—вернее: поэтому,—им на!п1исана статья «Разложение материализма», где он, с упорством, достойным лучшей участи, повторяет только что опровергнутые нами пустяки. «Идеализм, новое религиозиое сознание, — твердит он там,— удел внеклассовых личностей. Для буржуазии же, как для к л а с с а , ти пичен именно тот претендующий на целостность миросозерцания квази научный позитивизм, тот вытекающий из него практический матери ализм, который теперь по какому-то недоразумению навязывается ра- •бочим массам» (стр. 89). Далее он старается показать, в чем заклю чается замеченное им «разложение материализма». Он указывает на «разлад» между социалистической партией и рабочим классом, т.-е. иначе сказать, на появление синдикализма, который должен, по его мнению, положить конец господству партии. И он об'ясняет, почему это так должно быть: «непримиримый и д е а л и с т и ч н ы й пафос лучших представителей пролетариата не 'вяжется с оппортунизмом, которым пропитана современная с.-д партия на Западе. Последовательный матери ализм по существу своему не может быть непримиримым. Он—идейный враг всякого абсолюта, всякого далекого идеала, который прежде всего ненаучен и утопичен» (стр. 90). Выходит, что чем последовательнее мыс лит социалист, держащийся материалистической точки зрения, тем бо лее он склонен к оппортунизму. В действительности же мы видим' нечто прямо противоположное. Кто же не знает, что, напр., переход г. Берн- штейна к оппортунизму ознаменовался восстанием его против материа лизма Карла Маркса? И кто не знает, что это восстание г. Берштейна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy