Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература
о КППГЕ Д. В. ФИЛОСОФОВА 347 мое кресло — львом, а мою книжную полку — страусом, то я могу, пожа луй, вообразить себя в зоологическом саду. Но достаточно самого нич- ТОЖ1НОГО опыта, чтобы этот плод моего воображения рассеялся, «яки дым». То же непременно случится и с тем плодом воображения, которое состоит в признании современного пролетариата религиозным. Г. Философов говорит совершенные пустяки, когда утверждает, что «идеализл!, религиозное сознание—^удел внеклассовы.х личностей». Что касается религиозного сознания, то оно в течение целых тысяче летий было уделом н а р о д ны х масс; что же касается идеализма, то он, разумеется, не мог быть достоянием народных масс, так как они оставались чуждыми философского образования. Но г. Философов на прасно думает, что идеализм всегда был уделом «внеклассовых лично стей». Пусть наш автор даст себе труд озвакомиться, например, с исто рией французского идеализма в эпоху реставрации, и он увидит, до какой степени правы марксисты^считающие идеализм XIX века одним из духов ных орудий классового господства. Да и что такое «внеклассовая лич ность?» Это .миф, сочиненный «личностями», которые на самом деле стоят на точке зрения буржуазии, но не хотят или не могут понять этого. «Вне классовая личность» —это лишь частный случай классовой личности. Столь же большие пустяки говорит наш автор, когда приписывае! кому-то,—«увы!» мы не знаем кому,—ту мысль, что «идеология есть одно из орудий классового господства». Если г. Философов хочет при писать эту .мысль социалистам, то он ошибается. «О, конечно!» В не которых случаях идеологии являлись орудиями классового господ с т в а , но в других случаях они служили орудиями классового осво б ожд е ни я . Социалисты ду.мают, что проведение в общественную жизнь их взглядов положит конец разделению общества на классы. Это совсем не то, что, повидимому, приписывает им г. Философов. Нап.' автор как будто смешивает идеологию с идеализмом, а это совершенно непозволительное смешение. Наконец, абсолютным пустяком следует признать то утверждение г. Философова, что для буржуазии, как для класса, типичен тот примитивный материализм, который какие-то интел лигенты по недоразумению навязывают пролетариату. С тех самых пор, как буржузакя достигла господства в западно-европейском обществе, она почувствовала непреодолимую склонность к идеализму. Именно эта ее склонность, имеющая совершенно определенное социологическое осно вание, и повела к тому, что назвать себя материал1истом значит без надежно скомпрометировать себя в глазах всякого буржуа..., знающего, где раки зимуют. Неужели это неизвестно нашему автору?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy