Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

о КППГЕ Д. В. ФИЛОСОФОВА 347 мое кресло — львом, а мою книжную полку — страусом, то я могу, пожа­ луй, вообразить себя в зоологическом саду. Но достаточно самого нич- ТОЖ1НОГО опыта, чтобы этот плод моего воображения рассеялся, «яки дым». То же непременно случится и с тем плодом воображения, которое состоит в признании современного пролетариата религиозным. Г. Философов говорит совершенные пустяки, когда утверждает, что «идеализл!, религиозное сознание—^удел внеклассовы.х личностей». Что касается религиозного сознания, то оно в течение целых тысяче­ летий было уделом н а р о д ны х масс; что же касается идеализма, то он, разумеется, не мог быть достоянием народных масс, так как они оставались чуждыми философского образования. Но г. Философов на­ прасно думает, что идеализм всегда был уделом «внеклассовых лично­ стей». Пусть наш автор даст себе труд озвакомиться, например, с исто­ рией французского идеализма в эпоху реставрации, и он увидит, до какой степени правы марксисты^считающие идеализм XIX века одним из духов­ ных орудий классового господства. Да и что такое «внеклассовая лич­ ность?» Это .миф, сочиненный «личностями», которые на самом деле стоят на точке зрения буржуазии, но не хотят или не могут понять этого. «Вне­ классовая личность» —это лишь частный случай классовой личности. Столь же большие пустяки говорит наш автор, когда приписывае! кому-то,—«увы!» мы не знаем кому,—ту мысль, что «идеология есть одно из орудий классового господства». Если г. Философов хочет при­ писать эту .мысль социалистам, то он ошибается. «О, конечно!» В не­ которых случаях идеологии являлись орудиями классового господ­ с т в а , но в других случаях они служили орудиями классового осво­ б ожд е ни я . Социалисты ду.мают, что проведение в общественную жизнь их взглядов положит конец разделению общества на классы. Это совсем не то, что, повидимому, приписывает им г. Философов. Нап.' автор как будто смешивает идеологию с идеализмом, а это совершенно непозволительное смешение. Наконец, абсолютным пустяком следует признать то утверждение г. Философова, что для буржуазии, как для класса, типичен тот примитивный материализм, который какие-то интел­ лигенты по недоразумению навязывают пролетариату. С тех самых пор, как буржузакя достигла господства в западно-европейском обществе, она почувствовала непреодолимую склонность к идеализму. Именно эта ее склонность, имеющая совершенно определенное социологическое осно­ вание, и повела к тому, что назвать себя материал1истом значит без­ надежно скомпрометировать себя в глазах всякого буржуа..., знающего, где раки зимуют. Неужели это неизвестно нашему автору?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy