Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература

Предисловие редактора По своему содержанию настоящий том примыкает к десятому, в котором собраны литературно-критаческие статьи Плеханова от 1888 до 1903 г. Нам пришлось опять сделать отступление от хронологиче­ ского порядка и ввести в то.м, в котором собраны главным образом статьи, написанные после 1903 г., и некоторые работы, опубликован­ ные еще в 1899 и 1900 г.г. Но мы вынуждены были сделать это отсту­ пление, чтобы не отделять друг от друга статьи, посвященные вопросу об искусстве вообще. Впервые Плеханов занялся вплотную учением об искусстве с ма­ териалистической точки зрения в «Письмах без адреса», напечатанных в «Научном Обозрении» в 1899 и 1900 г.г. Эти работы были перепеча­ таны вновь в сборниках Бельтова «За двадцать лет» и «Критика наших критиков»: первое письмо под названием «Об искусстве», второе — «Искусство у первобытных народов», трет, t — «Еще об искусстве у пер'вобытны'х народов». Устранив все следа эпистолярной форжы изложешия, Плеханов в общем ограничился почти исключительно стилистическими измене­ ниями, Только первое письмо подверглось значительным сокращениям. Так, в сборнике «За двадцать лет» выпущены вступление (в нашем издании первые з € страницы и первые три строчки третьей) и свыше десятка стра «1Щ в заключительной части (в нашем издании стра­ ницы 25 —36). Возможно, что беглые замечания о влиянии техники производства на искусство — законы ритма и закон сим1метрии — Пле­ ханов хотел развить подробнее, как он и указывает в заключительных словах этой статьи в сборнике «За двадцать лет». Что же касается до замечаний об эволюции критики во Франции, то он их выпустил, I*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy