Сочинения. Т. 14 : Искусство и литература
4 ПЛЕХАНОВ Подобно этому, Огюст Конт думал, что «весь общественный лчеха- низм покоится в окончательном счете на мнениях» "). Это—простое по вторение того-взгляда энциклопедистов, согласно которому e'est 1'opi nion tjui gouverne le monde ( мир управляется мнением). Есть другая разновидность идеализма, нашедшая свое крайнее выра жение в абсолютном идеализме Гегеля. Как об'ясняется историческое развитие человечества с его точки зренияг Поясню это примером. Гё- гель спрашивает себя: отчего пала Греция? Он указывает много причин этого явления; но самою главною из них было, в его глазах, то обстоя тельство, что Греция выражала собою лишь одну ступень развития аб солютной идеи и должна была пасть, когда эта ступень была пройдена. Ясно, что, по мнению Гегеля, знавшего, однако, что «Л а к е д е м о н п а л б л а г о дар^я нерэ-в^нству т:у ujje с т B »f общественные отношения и весь ход исторического развития человечества опреде ляются, в последнем счете, з а к о н а м и л о г ики , х о д о м раз в и т и я мысли. Материалистический взгляд на историю диаметрально противопо ложен этому взгляду. Если Сен-Симон, смотря на историю с идеали стической точки зрения, думал, что общественные отношения греков об ясняются их религиозными воззрениями, то я, стс^онник материа листического взгляда, окажу, что респубшкажкий Оштп греков был отражением их общественного строя. И если Сен-Симон на вопрос о том, откуда взялись религиозные взгляды греков, отвечал, что они выте кали из их научного миросозерцания, то я думаю, что научное миро созерцание греков само обусловливалось, в своем историческом развитии, развитием производительных сил, находившихся в распоряжении народов Эллады *). . Таков мой взгляд на историю вообще. Верен ли он? Здесь не место дсжазьшать его верность. Здесь я прошу вас п р е д п о л о ж и т ь , что он верен, и взять, вместе со мною, это предположение з а исход ную т о ч к у н а ш е г о и с с л е д о в а н и я об и с к у с с т в е . Само собою разумеется, что это исследование ч а с т н о г о в о п р о с а об иску , с с т в е будет в то же время и поверкой о бщ е г о в з г л я- ') Cours de philosophie positive. Paris 1869. T I, p. p. 40 -41. 2) Несколько лет тому назад вышла в Париже книга fi. Эспинаса, Hisloire de la Technologic, представляющая собою попытку об'яснить развитие миросозер- цаиия древних греков развитием их производительных сил. Это чрезвычайно ваян ная и интересная попытка, за которую мы должны быть очень благодарны Эспи- насу» несмотря на то, чго его исследование ошибочно в о м н о г и х ч а с т н о с т я х .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy