Микроэкономика

336 3) неделимость , что тесно связано с включенностью . Благо столь велико , что не может быть продано индивидуальным покупа - телям ( например воздух и т . д .); 4) высокий уровень положительных внешних эффектов , т . е . полезность для общества в целом . При этом производство таких благ рынком невозможно в силу действия принципов неделимости и включенности . Общественными благами являются национальная оборона , маяки , полицейская защита , программы по борьбе с наводнениями , болезнями и т . д . Чисто общественное благо не может быть разделено на еди - ницы потребления и быть продано по частям . Невозможность оп - ределения цены на отдельные единицы общественного блага объ - ясняет особенности определения совокупного спроса на общест - венное благо ( рис . 15.1). Цена в данном случае не является переменной величиной , поэтому кривая спроса на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его на - личного объема . Все потребители ( в нашем примере их трое ) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком . В от - личие от совокупного спроса частных благ ( который получается сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали ) сово - купный спрос общественных благ определяется суммированием предельных выгод ( получаемых от имеющегося наличного объема ) по вертикали . Существуют и квазиобщественные блага – такие как система образования , библиотеки , музеи , автострады , пожарная охрана , профилактическая медицина . Они отличаются от общественных благ тем , что люди , не оплатившие эти блага , могут быть исключе - ны из процесса их потребления . Квазиобщественные блага обла - дают делимостью и могут производиться рынком . Однако часто они обеспечиваются государством благодаря наличию положитель - ных внешних эффектов . В некоторых случаях , когда речь идет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy