Микроэкономика

275 Субсидии , представляющие собой платежи потребителям или производителям блага , являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов . Субсидии могут быть направлены непосредственно на сти - мулирование спроса , когда их получатели являются потребителями блага , вызывающего положительные внешние эффекты . Формы такого субсидирования – талоны на продукты питания , предостав - ление стипендий на образование , бесплатная вакцинация . Если по - требление блага сопровождается положительными внешними эф - фектами ( рис . 11.9), то при равновесном объеме спроса Q 1 суммар - ные потери общественной полезности составят ( P 3 – P 1 ) Q 1 , а чистые потери эффективности – величину , равную площади треугольника A Е 1 Е 2 . Так как эффективный объем потребления равен Q 2 , то для его достижения необходимо предоставить потребителям субсидию С в размере предельной внешней выгоды C = MEB на каждую едини - цу блага . Снижение цены блага для потребителя ( P 2 > P 0 ) приведет к росту покупательной способности населения и сдвигу кривой спроса ( D → D 1 ), посредством чего достигается увеличение про - изводства блага в эффективном с точки зрения общества объеме ( Q 1 → Q 2 ). При этом потребуются субсидии в сумме , равной ( P 2 – P 0 ) Q 2 . Рис . 11.9. Регулирование положительных эффектов посредством предоставления субсидий , направленных на стимулирование спроса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy