Микроэкономика
261 Глава 11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 11.1. Внешние эффекты : природа , формы проявления и причина возникновения В рыночной экономике каждая сделка предполагает участие двух контрагентов : покупателя и продавца . Каждая из сторон несет определенные издержки в связи со сделкой , но при этом получает и некоторые выгоды . Вместе с тем многие сделки затрагивают и интересы третьих лиц , не принимающих участие в сделке . Подобные эффекты полу - чили название внешние эффекты . В экономической литературе ис - пользуется много синонимов для обозначения подобного феноме - на , в том числе : эффекты третьих лиц , экстерналии , побочные эф - фекты , эффекты перелива . Внешние эффекты – выраженные в форме издержек или выгод побочные воздействия , возникающие в процессе рыночных операций , но не находящие отражения в рыночных ценах . Внешние эффекты могут быть положительными или отрица - тельными для третьих лиц . Не отражаясь в рыночных ценах благ , внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками ( выгодами ) по осуществлению собственно рыночной операции и общими издерж - ками ( выгодами ), которые учитывают и последствия внешних воз - действий , поэтому различают частные , внешние и общественные издержки и выгоды .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy