Микроэкономика

20 мического устройства на основе различных экономических идей и концепций . Попытки решить эту проблему предпринимались уже в Древнем мире . Идеологи ( философы ), являвшиеся выразителями экономической мысли , стремились идеализировать и сохранить рабо - владение . Цель их состояла в обосновании идеальности и вечности рабства и натурального хозяйства . Для доказательства они пользо - вались категориями морали , этики , нравственности . Наиболее из - вестными источниками экономической мысли до нашей эры явля - ются различные хозяйственные тексты Древнего Египта , законы вавилонского царя Хаммурапи , трактат древнекитайского мысли - теля Конфуция , древнеиндийские трактаты , а также труды древне - греческих философов Ксенофонта , Платона и Аристотеля . Напри - мер , известный древнегреческий ученый Ксенофонт в трактате « Экономикос » ( наука о домашнем хозяйстве ) дал характеристику образцового , с его точки зрения , хозяйства и образцового гражда - нина . Важнейшие идеи его трактата сводились к следующим мо - ментам : 1. Разделение труда на умственный и физический виды , а лю - дей – на свободных и рабов . 2. Природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей . 3. Всякому товару присущи полезные свойства ( потреби - тельная стоимость ) и способность обмениваться на другой товар ( меновая стоимость ). 4. Деньги изобретены людьми для того , чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства . Рабство рассматривалось как естественная форма эксплуата - ции . При этом , признавая низкую производительность рабского труда , Ксенофонт в то же время рекомендовал использовать мате - риальные стимулы . Древнегреческий ученый Платон предвосхитил ряд элемен - тов , которые впоследствии легли в основу так называемой комму -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy