Курс физики

,235 п р о в о л о ки приблизительно равна 52000 kgr. и стоимость—около ста т ы с я и ъ герм, марокъ, . Изъ приведеннаго разечета ясно, что н а большое разстоян1е электрическую энерпю можно передавать только в ъ видФ слабаго т о н а , высокаго напряжешя. Но динамомашинъ съ напряжен^емъ бо- л б е , чймъ в ъ 2000 volt, не дФлаютъ; токи-большаго напряжешя были б ы опасны какъ для приближаюпдихся къ нимъ лицъ, такъ и для са­ м о й машины; накрнецъ н и въ к!шой пр1вмникъ нельзя пускать токи т а к о г о высокаго напряжешя. Впрочемъ выше изложенный сообра- же н1я требуютъ токовъ высокаго напряжешя лишь въ соединитель- н ы х ъ проводникахъ, токи же въ генератор^ и въ пр1емникф могутъ .б ы т ь низкаго напряжен1я, Въ виду всего изложеннаго генераторъ .соединяготъ не непосредственно съ пр1емникомъ,.а при посредствЬ д в у х ъ трансформаторовъ, одного вблизи генератора, повыш1аю1цаго напряжен1е его тока, и другого вблизи пр1емника, понижающаго на- л р я ж е ш е тока. Но трансформаторы дМетвуютъ только съ альтер­ н а т и в ным и токами; поэтому въ настоящее время для передата элек­ т р и ч е с к о й энерг1и на большое разстояше употребляютъ исключитель­ н о Переменные токи, которые трансформируются два раза, въ нача- л Ь и в ъ концЬ соединительныхъ проволокъ. Въ случа^Ь электриче- с к а г о осв4щетя тутъ н4тъ никакихъ затруднешй; s o въ случать пе­ р е д а ч и работы возникаетъ вопросъ: какъ избежать т'Ьхъ неудобствъ, ^ р т о р ы я представляетъ альтернативный электродвигатель? § 6. Эта задача была разрешена изобрЬтешемъ многофатыхь динамомашинъ и мноюфтныхъ мвктродвигатвлвй, Займемся сперва нослйдними ; принципъ ихъ всего лучше выяснится обращеннымъ о лыт о мъ Араго (ХШ, § 6): надъ горизонтальнымъ мФдяымъ дискомъ, по д в ^ше ннымъ з а центръ на нити,раепопагаютъ горизонтальный маг- н и т ъ , который приводить во враш;еше; при этомъ въ диск4 наводят­ с я токи Фуко, сопротивляющ1еся относительному перемЬщенш диска ' ш ма г ни т а и 8acтaвляюш;ie дискъ вращаться всд4дъ за магяитомъ; т о л ь к о когда дйскъ и магнить вращаются синхронически, силы вза- имодМс т в1я между ними прекращаются; какъ только синхронизмъ н а р уша е т с я , возникаютъ силы взаимод4йетв1я между магнитомъ и д и с к о м ъ и тЬмъ ббльшя, ч4мъ больше разница въ пер1одахъ обраще- н 1 я того и другого. Въ опиеанномъ опытй мы имйемъ еинхрониче- CKie двигатель и такъ называемое вращающееся поле, т. е. поле, на- и р а в л е ш е котораго вращается,'^отя и постояннаго напряжен1я. Враш;ающееся попе можно образовать еще иначе; цредставимъ два магнитныхъ поля, направления которыхъ неизменны а вза- «>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy