Паровые машины
§ 4. Использование т е п л а в п а р о в ы х м а ши н а х и области и х применения. Из имеющихся в каждом килограмме пара калорий, в паровой машине могут быть использованы максимально — г2 •^^•"орий, где 4 — теплосодержание отработанного пара в случае адиабатического расши рения его в машине. Так как отработанный пар, даже самого низкого давления, обладает скрытой теплотой испарения, составляющей главную часть полной теплоты пара,—использование тепла в паровых двигателях вообще не может быть высоким. В машинах среднего качества общий коэффициент использованля теплоты топлива (учитывая, следовательно, и потери в паровом котле) составляют 10—12*'/о. В хороших современных машинах коэффициент полезного действия доходит до 17"/о. При самых благоприятных условиях и с применением пара очень высоких давлений коэффициент полезного действия паровых машин может дойти до 20—ЗЗ^/о. Нет никаких осно ваний предполагать, что даже в будущем могут быть достигнуты более высокие цифры. С точки зрения использования теплоты топлива паровые машины не могут конкурировать с двигателями внутреннего сгорания; с другой стороны, область больших мощностей паровые машины должны были уступить турбинам. В связи с этим для паровых машин остались сле дующие преимущественные области применения: 1) Подвижные машины — паровозы, пароходы и локомобили. В пер вых двух случаях расход топлива приносится в жертву простоте обслу живания, долговечности, удобству реверсирования, возможности большой перегрузки. В третьем случае, кроме указанных преимуществ, особенно ценится возможность использования в топке локомобиля любых сортов •топлива. Современные паровозные машины всегда работают перегретым паром на атмосферу и строятся или простого расширения сдвоенными, строенными или счетверенными, или по типу компаунд. Парораспреде ление обычно золотниковое. Судовые машины чаще всего строятся вертикальными компаунд с расширением пара до четырехкратного. Перегрев пара применяется реже. Машина всегда работает на конденсацию и также имеет обычно золотни ковое распределение. Локомобильные машины выполняются или одноцилиндровыми или двухкратного расширения (тандем или компаунд). Стационарные локомо били обычно имеют пароперегреватель. Машина работает на конденсацию. Парораспределение золотниковое или клапанное. 2) Стационарные машины для малых и средних мощностей. Обычно применяются или в случае совместного использования теплоты пара в машине и для целей нагрева, или в случае наличия дешевого малоценного топлива, не пригодного для двигателей внутреннего сгорания, или, нако нец. в т е х случаях, которые упомянуты в пункте о подвижных машинах, когда расход топлива имеет не столь существенное значение. Особенно выгодно применение паровых машин при совместном ис пользовании тепла и для целей нагрева. Общий коэффициент полезного действия таких установок доходит до SO^/o. Применение паровых машин в этих установках по целому ряду причин всегда более целесообразно, чем двигателей внутреннего сгорания. Есть основание предполагать, что в будущем э т о т тип машин (с противодавлением и с промежуточным от бором пара) будет наиболее жизненным. Для обычных стационарных машин в настоящее время наибольшее распространение получила прямоточная система. Наряду с ней, впрочем, выпускаются и машины прежнего типа. Машины Штумпфа строятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy