Аэродинамика как теоретическая основа авиации

ПРЕДИСЛОВИЕ. VII Дополняемый такою надстройкою специальной теории аэроплана, курс теоретической аэродинамики нуждается затем лишь в чисто-механиче­ ском анализе полета аэроплана, как цельной механической системы, т.-е. главным образом в исследовании продольной, поперечной и общей устойчи- ^ BOCTU аппарата при полете—с одной стороны—и в излсжепии эксперимен­ тальных приемов, положении и выводов, т.-е. в так называемой нрик.5адной аэродинамике—с другой,—чтобы образовать тот основной научный фунда­ мент, на котором должен покоиться рациональный расчет аэроплана, к а к ^ летательной машины. Переходя в заключение к вонросу о характере изложения, отмечу, что основное учебное руководство должно, но моему убеждению, в значительной мере отличаться в этом отношении от теоретических монографий и научных работ иного назначения. Т о , что в специальисм научном сочинении ила справочной книге может сообщаться на веру, со ссылкою на другие лите­ ратурные источники, а иногда даже просто выпускаться из круга логических представлений, в курсе должно быть возможно полио и строго устанавли­ ваемо. именно эта, вызываемая жизненными условиями, необходимая крат­ кость рассуждений в специальных исследованиях п справочниках и обязует теоретическое руководство к особо-внимательной и обстоятельной оценке основных положений и схем развития мысли. Курс до.чжеп научать созна­ тельному и вдумчивому пользованию теоретическими методами и средствами, должен, ради этого, ставить и разрешать логически возникающие попутные вопросы, выдвигать возможные возражения и обострять возникающие сомне­ ния, отнюдь не скрывая их, так как ссновиая задача курса заключается не столько в преподании запаса формальных сведении, которые сами-по-себе могут и должны пополняться и.^в дальнейшее время, сколько в воспитании научнс-нсследовательсков мысли обучающегося, в сообщении ему самого духа изучаемых научных методов и идейного (тщсства оперативных приемов. Такая передача, в целях отчетливо-прочного восприятия и усвоения требует несомненно согласования ее с общим кругозором п привычными спо­ собами мышления лиц, для которых куре предназначается. Учитывя); в этом отношении предварительную подготовку современного студента-техника или даже инженера,^ полезно, как мне кажется, несколько воздержаться ст слиш­ ком отвлеченных математических построений и в возможной мере, допускае­ мой требуемой строгостью рассуждений, приблизиться к более образным прие­ мам мышления. Такое приспособление к кругозору несколько отразилось на Методологической обработке всего курса и, в частности, побудило меня сопро­ водить его несколько подробным и притом своеобразным изложением вонро- сов о конформном преобразовании, в том числе—теоремы Шварца-Кристофеля, ввиду сравнительно-трудной усвояемости слушателями высших технических школ классических форм Teopitu аналитических функций и в то же время— возможности дать этому методу более образное, векториальное выраженпе. Применение двух шрифтов, более и менее крупного, позволило выде­ лить во всем содержании книги те главы и части глав и отдельных рас­ суждений, которые могут быть обойдены вниманием при желании большей концентрации мысли на главных об'ектах изучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy