Аэродинамика как теоретическая основа авиации

Предвсловие. Чрезвычайные практические успехи авиации настолько опередили тео­ ретическую работу по изучению условий полета в воздухе, что в широких •кругах создалось почти-что убеждение в совершенном бессилии теории, по крайней мере в ближайшее время, обеспечить себе в отношении авиации подобающую'руководящую роль. Между тем, настойчиво работающая мысль, вдохновляемая достижениями практики и сознающая остроту обращаемых к ней жизненных запросов, на самом деле неустанно стремится к выяснению идейной' сущности раскрывающпхся перед ней задач и к построен11Ю рацио­ нальной теории летания. И фактически все расширяющиеся попытки строго- научного анализа, проверяемые многочисленными экспериментальными изыска­ ниями, приводят за последние годы к целому ряду новых теоретических построений, являющихся уже серьезным шагом в деле создания прочных теоретических основ, гарантирующих большую уверенпость дальнейших начи­ наний в борьбе за обладание воздушной стихией. Однако, исключительная быстрота роста авиации связана с лихорадоч­ ной поспешностью в теоретическом учете открывающихся возможностей; и такая спешность возникновения и выраж»>ния отдельных теоретических иде11, новых научных |5бразов и представлений, такая постоянная эволюция схем II методов анализа естественно отзываются некоторой общей несогласован­ ностью, требующей взаимных сопоставлений и планомерной об'едпнительиой работы. Задаче систематизации существующих теоретических основ авиации, в той их- части, которая обнимает аэродинамическую сущиост;. явлений, и посвящен предлагаемый труд. Пмея, в общем, курсовой характер, такой труд должен, по моему убеждению, носить на себе отпечаток некоторой общей связующе!! идеи, придающей логическую цельность изложению, Это положение и руководило мною при составлении книги. В существующих литературных источниках, затрагивающих связанные с авиацией вопросы аэродинамики, основные теоретические представления о полете тел в воздухе сообщаются в значительной мере обособленно: понятие о потенциальном потоке, пдея циркуляции скорости, динами-1еская роль вихря, механическое выражение вязкости воздуха—создают такое разнообразие воз­ можных отправных точек зрения, что познающая мысль готова, повидимому, мириться даже с явной несогласованностью об'яснений для силы поддержания крыла аэроплана в воздухе, как поперечного действия обтекающей крыло среды,—с одной стороны—и ,1,ля продольной силы лобового сопротивления

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy