Аэродинамика как теоретическая основа авиации
2 В В Е Д Е Н И Е . Широкие надежды, ролсденпые первыми блестящими и быстрыми успе хами авнацин, дали могучий толчек к научным исследованиям, направив их по двум путям: 1) по пути чисто-теоретических, умозрительных искании и 2 ) по пути экспериментирования в специально-создаваемых опытных, лабо раторных, условиях, требующего в свою очередь рациональных предпосылок теории. Пришлось прибегнуть ко всему арсеналу имевшихся теоретических средств, произвести ревизию методов, сопоставить уже существовавшие ре шения подходящих задач, искать новых средств, способов, решений... Задача эта и по сие время далеко не закончена, и самые основные, с виду— простые, вопросы практики остаются без прямого, кполпе определенного ответа. Но жизнь не ждет. Постоянный риск, связанный с полетами на аппаратах, нередко приводящий фактически к катастрофам, требует настой чиво ответов и указании теории. Приходится подходить к решениям с разных сторон, давая одновременно место различным, но всегда даже согласующимся между собой теоретическим представлениям. Поясним эту мысль несколько подробнее. В основе авиации при посредстве аппаратов более тяжелых, чем воз дух, лежит задача непрерывного сообщения аппарату двигающего усилия, достаточного для преодоления встречаемого им сопротивления среды при перемещении с наибольшею возможною скоростью п для поддержания его на .достигаемой высоте." Отсюда проистекают, с одной стороны, запросы авиации И отношении создания возможно легкого и экономно работающего двигатсл^ II, с другой стороны, установление, в самой конструкции летательного аппа рата и в ус-ювиях его полета и управления им, механических форм и схем, наиболее гарантирующих практическую успешность и безопасность эксплуатации. Вопрос о целесоответствующем двигателе, являющийся, конечно, коренным в деле механического летания, относится к обласй ирикладно!! термодинамики и сейчас должен быть устранен из нашего кругозора. Что же касается чисто-механических условий полета, непосредственно нас интере сующих, то они сводятся прежде всего к двум основным вопросам—о со-^ противлеппи перемещению тела со стороны среды и о развиваемой при его Л.виженни под'емной силе. К этим вопросам примыкают уже затем вопрос о конструкции и работе движителя—гребного винта, теоретически опираю- )цпйся на задачу о силах взаимного воздействия среды и тела, и во просы об устойчивости аппарата при полете п о надежности его под'ема и спуска. Птак, наше внимание должно быть обращено прежде всего на два указанных вопроса—о требующемся, усилии тяги п о поддерисивающей силе, по существу составляюнщх вместе один общий вопрос о сопротивлении среды. Хотя вопросы -эти и являются уже давно предметом научных иска- mn'i и хотя еще Newton'wi они были облечены в некоторые теоретически» формы, однако, и по-сеЯчас существо происходящих явлений остается неокон чательно раскрытым и^ научная • мысль подходит к пх анализу с разных -точек зрения, пе всегд;! достаточно уверенно, несмотря даже на то, что вопрос сам по себе сильно ynpouten довольно согласннм допущением возмож ности игнорировать сжимаемость воздунтой среды при достигаемых скоростях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy