Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

52 таточно для хранения графических данных, а процессор перестал справляться с построе­ нием и обновлением изображения. Тогда и произошло выделение всех операций, связан­ ных с управлением экраном, в отдельный блок, получивший название видеоадаптер. Фи­ зически видеоадаптер выполнен в виде отдельной дочерней платы, которая вставляется в один из слотов материнской платы и называется видеокартой. Видеоадаптер взял на себя функции видеоконтроллера, видеопроцессора и видеопамяти. За время существования персональных компьютеров сменилось несколько стан­ дартов видеоадаптеров: MDA {монохромный)', CGA (4 цвета)', EGA (16 цветов); VGA (256 цветов). В настоящее время применяются видеоадаптеры SVGA, обеспечивающие по вы­ бору воспроизведение до 16,7 миллионов цветов с возможностью произвольного выбора разрешения экрана из стандартного ряда значений (640x480, 800x600,1024x768,1152x864; 1280x1024 точек и далее). Разрешение экрана является одним из важнейших параметров видеоподсистемы. Чем оно выше, тем больше информации можно отобразить на экране, но тем меньше раз­ мер каждой отдельной точки и, тем самым, тем меньше видимый размер элементов изо­ бражения. Использование завышенного разрешения на мониторе малого размера приво­ дит к тому, что элементы изображения становятся неразборчивыми и работа с документа­ ми и программами вызывает утомление органов зрения. Использование заниженного раз­ решения приводит к тому, что элементы изображения становятся крупными, но на экране их располагается очень мало. Если программа имеет сложную систему управления и большое число экранных элементов, они не полностью помещаются на экране. Это при­ водит к снижению производительности труда и неэффективной работе. Таким образом, для каждого размера монитора существует свое оптимальное раз­ решение экрана, которое должен обеспечивать видеоадаптер (табл. 3.1). Таблица 3.1. Разрешение экрана монитора Размер мони­ тора Оптимальное разрешение экрана 14 дюймов 640x480 15 дюймов 800x600 17 дюймов 1024x768 19 дюймов 1280x1024 Большинство современных прикладных и развлекательных программ рассчитаны на работу с разрешением экрана 800x600 и более. Именно поэтому сегодня наиболее по­ пулярный размер мониторов составляет 15 дюймов. Цветовое разрешение {глубина цвета) определяет количество различных оттенков, которые может принимать отдельная точка экрана. Максимально возможное цветовое разрешение зависит от свойств видеоадаптера и, в первую очередь, от количества уста­ новленной на нем видеопамяти. Кроме того, оно зависит и от установленного разрешения экрана. При высоком разрешении экрана на каждую точку изображения приходится отво­ дить меньше места в видеопамяти, так что информация о цветах вынужденно оказывается более ограниченной. В зависимости от заданного экранного разрешения и глубины цвета необходимый объем видеопамяти можно определить по следующей формуле: Р={т*п)*Ь/8, где Р — необходимый объем памяти видеоадаптера; т — горизонтальное разрешение экрана (точек); п — вертикальное разрешение экрана (точек); Ъ — разрядность кодирования цвета (бит). Минимальное требование по глубине цвета на сегодняшний день — 256 цветов, хотя большинство программ требуют не менее 65 тыс. цветов (режим High Color). Наибо­ лее комфортная работа достигается при глубине цвета 16,7 млн цветов (режим True Color).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy