Конспект лекций по информатике и информационным технологиям
52 таточно для хранения графических данных, а процессор перестал справляться с построе нием и обновлением изображения. Тогда и произошло выделение всех операций, связан ных с управлением экраном, в отдельный блок, получивший название видеоадаптер. Фи зически видеоадаптер выполнен в виде отдельной дочерней платы, которая вставляется в один из слотов материнской платы и называется видеокартой. Видеоадаптер взял на себя функции видеоконтроллера, видеопроцессора и видеопамяти. За время существования персональных компьютеров сменилось несколько стан дартов видеоадаптеров: MDA {монохромный)', CGA (4 цвета)', EGA (16 цветов); VGA (256 цветов). В настоящее время применяются видеоадаптеры SVGA, обеспечивающие по вы бору воспроизведение до 16,7 миллионов цветов с возможностью произвольного выбора разрешения экрана из стандартного ряда значений (640x480, 800x600,1024x768,1152x864; 1280x1024 точек и далее). Разрешение экрана является одним из важнейших параметров видеоподсистемы. Чем оно выше, тем больше информации можно отобразить на экране, но тем меньше раз мер каждой отдельной точки и, тем самым, тем меньше видимый размер элементов изо бражения. Использование завышенного разрешения на мониторе малого размера приво дит к тому, что элементы изображения становятся неразборчивыми и работа с документа ми и программами вызывает утомление органов зрения. Использование заниженного раз решения приводит к тому, что элементы изображения становятся крупными, но на экране их располагается очень мало. Если программа имеет сложную систему управления и большое число экранных элементов, они не полностью помещаются на экране. Это при водит к снижению производительности труда и неэффективной работе. Таким образом, для каждого размера монитора существует свое оптимальное раз решение экрана, которое должен обеспечивать видеоадаптер (табл. 3.1). Таблица 3.1. Разрешение экрана монитора Размер мони тора Оптимальное разрешение экрана 14 дюймов 640x480 15 дюймов 800x600 17 дюймов 1024x768 19 дюймов 1280x1024 Большинство современных прикладных и развлекательных программ рассчитаны на работу с разрешением экрана 800x600 и более. Именно поэтому сегодня наиболее по пулярный размер мониторов составляет 15 дюймов. Цветовое разрешение {глубина цвета) определяет количество различных оттенков, которые может принимать отдельная точка экрана. Максимально возможное цветовое разрешение зависит от свойств видеоадаптера и, в первую очередь, от количества уста новленной на нем видеопамяти. Кроме того, оно зависит и от установленного разрешения экрана. При высоком разрешении экрана на каждую точку изображения приходится отво дить меньше места в видеопамяти, так что информация о цветах вынужденно оказывается более ограниченной. В зависимости от заданного экранного разрешения и глубины цвета необходимый объем видеопамяти можно определить по следующей формуле: Р={т*п)*Ь/8, где Р — необходимый объем памяти видеоадаптера; т — горизонтальное разрешение экрана (точек); п — вертикальное разрешение экрана (точек); Ъ — разрядность кодирования цвета (бит). Минимальное требование по глубине цвета на сегодняшний день — 256 цветов, хотя большинство программ требуют не менее 65 тыс. цветов (режим High Color). Наибо лее комфортная работа достигается при глубине цвета 16,7 млн цветов (режим True Color).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy