Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

15 зуются новые данные. Такое преобразование можно использовать, чтобы все-таки извлечь информацию из данных путем подбора метода, адекватного их новой форме. Для обра­ ботки данных записанных на листе бумаги, адекватным может быть метод перевода со словарем, а для обработки данных, записанных на магнитной ленте, можно пригласить переводчика, обладающего своими методами перевода, основанного на знаниях, получен­ ных в результате обучения или последующего опыта. Если в нашем примере заменить радиопередачу телевизионной трансляцией, веду­ щейся на незнакомом языке, то мы увидим, что наряду с данными мы все-таки получаем определенную, хотя и не полную информацию. Это связано с тем, что люди, не имеющие дефектов зрения, априорно владеют адекватным методом восприятия данных, передавае­ мых электромагнитных сигналов в полосе частот видимого спектра с интенсивностью, превышающей порог чувствительности глаза. В таких случаях говорят, что метод извес­ тен по контексту, т.е. данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие адекватный метод получения этой информации. Понятие об информации Термин информация происходит от латинского слова information, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии ин­ формация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления в виде речи (звука), текста, изображения (фотографии, рисун­ ки, видео), цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Несмотря на то что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого и общепризнанного определения до сих пор не существует. Поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. При этом типична ситуация, когда понятие об информации, введенное в рамках одной дисциплины, может опровергаться в рамках другой. Например, представление об информации как о совокупности данных, повышаю­ щих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерное для ес­ тественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. В [1] дается следующее определение. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их парамет­ рах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределен­ ности, неполноты знаний. Для информатики как технической науки понятие информации не может основы­ ваться на таких понятиях как знание и не может опираться на объективность фактов и свидетельств [2]. Средства вычислительной техники обладают способностью обрабаты­ вать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речи идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной, и даже ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в об­ ществе (виртуальная реальность). В [2] дается такое определение. Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. В данном определении можно отметить следующие обстоятельства: 1. Динамический характер информации. Информация меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информа­ ционного процесса. 2. Требование адекватности методов. Одни и те же данные могут в момент потребления поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодейст­ вующих с ними методов. 3. Диалектический характер взаимодействия данных и методов. Отметим, что данные яв­ ляются объективными, поскольку это результат регистрации объективно существующих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy