Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

13 ные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в об­ ществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти зна­ ния материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компью­ терных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, полез­ ных ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человече­ скую деятельность; • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необ­ ходимой информации. 1.2.2. Информационные продукты и услуги Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продук­ тов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производи­ теля и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого фи­ зического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Информационные продукт - совокупность данных, сформированная производи­ телем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Услуга результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, на­ правленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Ипформациопная услуга - получение и представление в распоряжение пользова­ теля информационных продуктов. При представлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторо­ нами - предоставляющей и исполняющей услугу. В договоре указываются срок ее исполь­ зования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информаци­ онных продуктов. Пример 1.3. Библиотеки являются местом сосредоточением значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой: • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и место­ нахождению; • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки инфор­ мации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.); • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки ин­ формации (справки, таблицы, фирменное досье);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy