Конспект лекций по информатике и информационным технологиям
12 ная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнооб разных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах; • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер сонального компьютера и компьютерных сетей); • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; • во владении основами аналитической переработки информации; • в умении работать с различной информацией; • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; • в развитии системного и алгоритмического мышления. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способст вуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, ин форматика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее принять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное произ водство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участ ников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информа тизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием инфор мационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обес печить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные зна ния в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. По всеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, но вые возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентирован ной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей но вые условия для совместной работы специалистов, применение информационных техно логий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специа листах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. 1.2. Информационный потенциал общества 1.2.1. Информационные ресурсы Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно следующие виды ре сурсов, ставших уже классическими экономическими категориями: материальные, при родные, трудовые, финансовые, энергетические. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы доку ментов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, ар хивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Надо понимать, что в документах и массивах информации в разных формах пред ставлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информацион
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy