Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

12 ная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнооб­ разных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах; • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер­ сонального компьютера и компьютерных сетей); • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе­ чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; • во владении основами аналитической переработки информации; • в умении работать с различной информацией; • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; • в развитии системного и алгоритмического мышления. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способст­ вуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, ин­ форматика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее принять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное произ­ водство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участ­ ников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информа­ тизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием инфор­ мационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обес­ печить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные зна­ ния в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. По­ всеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, но­ вые возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентирован­ ной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей но­ вые условия для совместной работы специалистов, применение информационных техно­ логий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специа­ листах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. 1.2. Информационный потенциал общества 1.2.1. Информационные ресурсы Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно следующие виды ре­ сурсов, ставших уже классическими экономическими категориями: материальные, при­ родные, трудовые, финансовые, энергетические. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы доку­ ментов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, ар­ хивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Надо понимать, что в документах и массивах информации в разных формах пред­ ставлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информацион

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy