Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

11 онных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формиро­ вания и использования информационных ресурсов [1]. История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. - в Японии и с конца 70-х - в Западной Европе. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер. Он играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и обще­ ства в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для свя­ зи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая со­ ставляющая процесса информатизации общества, называемая компьютеризацией. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и вне­ дрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение резуль­ татов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, на­ правленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не только на техниче­ ских средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компью­ теры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производитель­ ности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%. В любой стране независимо от уровня ее развития в той или иной мере неизбеж­ ность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Результатом процесса информатизации является создание информационного обще­ ства, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее вре­ мя переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информаци­ онному определяется степенью информатизации общества. 1.1.3. Об информационной культуре В период перехода к информационному обществу кроме решения рассмотренных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы с информацией. Кроме того, новые условия работы порождают зави­ симость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать ин­ формацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавли­ ваются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информацион

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy