Конспект лекций по информатике и информационным технологиям

10 • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Су­ ществует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающи­ мися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой инфор­ мационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Герма- нию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государ­ ственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инно­ ваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуни­ каций. 1.1.2. Роль информатизации в развитии общества Что такое процесс информатизации общества. Деятельность отдельных людей, групп, коллектив и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас не­ возможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лави­ нообразный поток информации хлынул на человек, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно проявляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все трудней. Подчас выгоднее стало создавать новый мате­ риальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ран­ нее. Образование больших потоков информации обуславливается: • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно- конструкторских работ; • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям че­ ловеческой деятельности; • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попа­ дающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет сле­ дующие проявления [1]: • проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по вос­ приятию и переработке информации и существующими мощными потоками и масси­ вами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет воспри­ ятие полезной для потребителя информации; • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствую распространению информации. Например, по причине соблюде­ ния секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работни­ ки разных ведомств. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эво­ люционного процесса, называемого информатизацией^ в развитии человеческого общест­ ва, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация общества - организованный социально-экономический и науч­ но-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информаци

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy