Конспект лекций по информатике и информационным технологиям
10 • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Су ществует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающи мися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой инфор мационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Герма- нию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государ ственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инно ваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуни каций. 1.1.2. Роль информатизации в развитии общества Что такое процесс информатизации общества. Деятельность отдельных людей, групп, коллектив и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас не возможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лави нообразный поток информации хлынул на человек, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно проявляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все трудней. Подчас выгоднее стало создавать новый мате риальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ран нее. Образование больших потоков информации обуславливается: • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно- конструкторских работ; • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям че ловеческой деятельности; • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попа дающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет сле дующие проявления [1]: • проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по вос приятию и переработке информации и существующими мощными потоками и масси вами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет воспри ятие полезной для потребителя информации; • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствую распространению информации. Например, по причине соблюде ния секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работни ки разных ведомств. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эво люционного процесса, называемого информатизацией^ в развитии человеческого общест ва, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация общества - организованный социально-экономический и науч но-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информаци
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy